Как организовать работу издательства
Специалисты не берутся точно сказать, какое издательство лучше: с большим числом (каким?) работников и развитой их специализацией или с малым. Однако конкуренция государственных и коммерческих издательств при выпуске одних и тех же видов литературы показывает, что
более приспособлены к рыночным условиям небольшие структуры. Они более подвижны и легче переносят сезонные изменения по реализации книг, от которых зависит благополучие издательства.
В качестве примерного ориентира-подсказки, говорящего о том, сколько разных специалистов можно брать в штат издательства, чтобы «не прогореть» даже при хорошей (ходовой) тематике, можно взять ориентиры, отработанные в жестких условиях западного рынка. Примерный расклад там таков: книгоиздательство должно выпускать больше в 3-10 раз, чем количество всех специалистов, работающих в его штате. Это на деле означает, что значительная
часть работ по редактированию и художественному оформлению должна проводиться внештатно, по договорам. Практика работы лучших российских издательств подтверждает, а не опровергает это правило.
Вместе с тем количество работников в издательстве зависит от конкретной программы и характера выпускаемых изданий, от квалификации сотрудников, от объема портфеля, от сложности набора, от организации системы маркетинга и многого другого. Непременным требованием рыночной структуры издательства и специализации его сотрудников является универсализм, который включает гибкость структуры, т.е. возможность ее безболезненного изменения, и сочетание у специалиста в одном лице знаний всех или нескольких сторон издательского процесса.
А теперь о том минимуме специалистов, без которых рассчитывать на успех очень сложно. Многовековой опыт работы издательств в любой системе отношений показывает, что при всех обстоятельствах издательству необходимы следующие ключевые специалисты: специалист по маркетингу; по производству (полиграфист и электронщик); по ресурсам (бумаге и переплетным материалам); художник (дизайнер, оформитель) и, конечно, редактор, технический редактор и корректор.
Перечисленные специалисты могут быть штатными или выполнять свои функции по договору с издательством. Нет рекомендуемых сочетаний, все зависит от типа издательства и его задач, от возможностей специалистов, которые работают в штате, и их универсальности. Но проглядывается такая тенденция - чем сложнее выпускаемые издания, тем более необходим в издательстве редактор-универсал, художник-профессионал и классный производственник. Особенно следует отметить резко возросшую роль редактора в работе издательства, от него теперь зависит очень многое. Помимо традиционных обязанностей по «доводке» книги в печать, он теперь должен владеть основами маркетинга, разбираться в экономике и хорошо чувствовать тематику. При всех условиях говорить об успехе дела можно лишь тогда, когда роли и обязательства специалистов в издательстве точно определены и им предоставлена полная свобода в выполнении текущих задач. За руководителем остается периодически проверять ход выполнения работ, особенно если речь идет о наиболее капиталоемких проектах.
Как и в любом деле, в творческом процессе, каким в немалой степени является издательское дело, необходим коллектив единомышленников, поэтому подбор кадров на ключевые роли - дело, как говорится, штучное. И еще одно. Раньше фигура первого руководителя была часто отягощена представительскими функциями. Нередко они начинали довлеть, и вся организация дела как бы спускалась на второй уровень, где правили бал функционеры. Без особых проблем система позволяла держаться на плаву таким структурам. В рынке в условиях конкуренции побеждает лишь тот, кто умеет выявлять и генерировать новые идеи, с риском или без оного быстро запуская их в дело. Да, хозяин - барин положения, но он - и его творец.
менеджмент управленческий издательский
Заключение
В условиях рыночной экономики издательства получили право на полную самостоятельность и распоряжение результатами труда, что требует выработки и принятия рациональных управленческих решений для поддержания и развития деятельности предприятия. Конкуренция на рынке заставляет издательские предприятия искать оптимальные пути организации бизнеса. Решающее значение здесь принадлежит менеджменту.