Как организовать работу издательства
Наше исследование показало, что вопросы менеджмента применительно к современной издательской практике российской наукой разработаны недостаточно. Полностью же перенять имеющийся опыт в области менеджмента стран Европы, Японии или Америки для его использования на Российских предприятиях сложно по различным причинам. Поэтому разработанные нами рекомендации могут оказать помощь при организации и обеспечении повседневной работы издательского предприятия.
При формировании новой, а чаще всего при совершенствовании действующей организации, перед руководителем и менеджерами возникает ряд важных, первостепенных задач, связанных с ее развитием и функционированием. Одной из таких задач является выбор рациональной организационной структуры предприятия, фирмы. Сформулированные учеными признаки рациональной структуры управления были адаптированы нами применительно к издательским предприятиям, что позволило рекомендовать схему рациональной оргструктуры малого и среднего издательского предприятия.
Специфика производственно-хозяйственной деятельности издательства весьма существенна, что приводит к необходимости вносить коррективы в принципиальные положения менеджмента и механизм их реализации. Прежде всего это связано с различными направлениями и аспектами издательской деятельности. С целью выявления особенностей управления организационными процессами мы сгруппировали аспекты издательской деятельности, влияющие на содержание, значение и характер издательского менеджмента.
Одним из важных элементов системы управления издательским предприятием является организация технологических процессов на нем. Эти процессы были представлены нами в виде блок-схемы и увязаны со структуризацией подразделений организации.
Большое значение в деятельности издательств имеет работа ведущих менеджеров предприятия - директора и главного редактора. Их должно отличать глубокое знание прошлого и настоящего обслуживаемого им сегмента рынка, умение прогнозировать его развитие, видеть перспективные направления совершенствования своего предприятия.
Современные издательства, редакции и другие подобные структуры весьма разнородны и могут включать от нескольких сотен до десятка сотрудников. В связи с этим возникает проблема автоматизации управленческого труда руководящих работников всех уровней, начиная с руководителя предприятия, менеджеров и кончая специалистами бухгалтерии, планового отдела и т.д. Для решения этой проблемы необходимо определить порядок организации автоматизированных рабочих мест отдельных сотрудников, порядок интеграции их в единую автоматизированную систему управления. Эта система, в свою очередь, непосредственно связана с автоматизированной системой обеспечения технологического процесса издательства, поэтому мы исследовали вопросы по ее составу и интеграции в единую сеть. Важнейшим элементом технологического процесса издательства является настольная издательская система предприятия, которую мы рекомендуем развить в редакционно-издательский комплекс. Предлагаемая нами схема такого комплекса малого издательства может найти широкое применение в повседневной практике.
Во время своего функционировния издательства проходят все этапы жизненного цикла от зарождения до упадка. Каждый из этапов диктует свои проблемы требующие соответствующего лечения. Приводимая в диссертации группировка проблем в зависимости от этапа жизненного цикла может помочь руководителям решать эти проблемы.
Выявление и скорейшее лечение проблем входит в задачи менеджеров издательства, так как одной из главных задач руководства предприятия является поддержание своей фирмы в состоянии постоянного развития. Для относительно несложного быстрого поиска и решения отдельных проблем мы предлагаем использовать как универсальное средство метод векторного моделирования. Описание метода и пример его использования приводится в работе и он может быть рекомендован к применению в работе издательств.
Наше исследование выявило, что руководители издательств еще пока недостаточно используют элементы маркетинга в своей деятельности. Поэтому в диссертации исследованы и даются рекомендации по эффективной организации маркетинговой работы издательства, оптовой и розничной торговли, а также по новым направлениям продвижения книг на рынок, основанных на зарубежном опыте - создание почтовой службы, участие в книжных ярмарках, организация книжных клубов и т. д.