Инновационный процесс как объект управления инновационного менеджмента
Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса.
Инновационный процесс- это процесс преобразования научного знания в инновацию, который направлен на создание требуемых ресурсов продуктов, технологий или услуг, осуществляющихся в тесном взаимодействии со средой.
Различают три логические формы инновационного процесса:
1. простой внутриорганизационный процесс (натуральный), предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в данном случае не принимает непосредственно товарной формы
2. простой межорганизационный инновационный процесс, здесь новшество выступает как предмет купли -продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителей.
. Расширенный инновационный процесс, проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действуют как минимум два хозяйствующих субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения.
Простой инновационный процесс переходит в товарный за две фазы:
1) создание новшества и его распространение (это последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организация опытного производства и сбыта, организация коммерческого производства). На данном этапе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки этой реализации.
2) диффузия нововведения (общественно-полезный эффект перераспределяется между производителем нововведения, а так же между производителем и потребителем).
Распространение инноваций -это информационный процесс, форма и скорость которого зависят от мощности коммуникационных каналов, особенности восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации и т.п.
Диффузия инноваций - это процесс посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени. Т.е. распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. В результате диффузии возрастает число как производителей, так и потребителей и изменяются их качественные характеристики.
В реальных инновационных процессах скорость инноваций зависит от различных факторов:
· формы принятия решения;
· способа передачи информации;
· свойств социальной системы;
· свойств самого нововведения.
Согласно теории Шумпетера И., диффузия нововведения - это процесс кумулятивного увеличения числа имитаторов (последователей), внедряющих нововведение вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли.
Субъекты инновационного процесса:
1) новаторы-генераторы научно-технических знаний, это могут быть индивидуальные изобретатели, исследовательские организации, которые заинтересованы в получении части дохода от использования изобретения
2) ранние реципиенты - это предприниматели, первыми освоившие новшество, стремятся к получению дополнительной прибыли путем скорейшего продвижения новшества на рынок-«пионерские» организации
3) раннее большинство - компании, первыми внедрившими новшество в производство, что обеспечивает им дополнительную прибыль
4) отстающие организации, сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску новых изделий, которые уже морально устарели.
2), 3), 4) группы -имитаторы.