Инновационный процесс как объект управления инновационного менеджмента
Инновационный процесс имеет циклический характер. Деятельность, представляющая инновационный процесс, распадается на отдельные этапы.
Инновационный процесс может быть рассмотрен с различных позиций и с разной степенью детализации:
· как параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, инновационной, производственной деятельности и маркетинга;
· в виде временных этапов жизненного цикла инновации от возникновения идеи до ее разработки и распространения;
· как процесс финансирования и инвестирования разработки и распространения нового вида продукта или услуги. В этом случае он выступает в качестве инновационного проекта, как частного случая широко распространенного в хозяйственной практике инвестиционного проекта.
В общем виде ИП состоит в получении и коммерциализации изобретений, новых технологий, видов продукции и услуг, решений организационно-технического или иного характера и других результатов интеллектуальной деятельности и осуществляется по
Ю.П. Морозову
следующим образом:
-ый этап ФИ - проводятся в академических институтах, высших учебных заведениях и отраслевых специализированных институтах, лабораториях. Финансирование осуществляется в основном из государственного бюджета на безвозвратной основе.
-ой этап ПИ - осуществляются во всех научных учреждениях и финансируются как за счет бюджета (государственные научные программы или на конкурсной основе), так и за счет заказчиков. Поскольку результат ПИ далеко не всегда предсказуем, сопряжен с большой долей неопределенности, на этом этапе и далее велика вероятность получения отрицательного результата. Именно с этого этапа возникает возможность потери вложенных средств и инвестиции в инновацию носят рисковый характер и называются рискоинвестициями.
-ий этап - опытно-конструкторские и экспериментальные разработки проводятся как в специализированных лабораториях, КГБ, опытных производствах, так и в научно-производственных подразделениях крупных промышленных организаций. Источники финансирования те же, что и на втором этапе, а также собственные средства организаций.
-ый этап - коммерциализация - начиная от запуска в производство и выхода на рынок и далее по основным этапам жизненного цикла продукта.
На рубеже третьего этапа требуются большие инвестиции в производство для создания (расширения) производственных мощностей, подготовки персонала, рекламной деятельности и др. На этом этапе инновационного процесса реакция рынка на инновации еще не определена и риски отторжения весьма вероятны, поэтому инвестиции продолжают носить рисковый характер.
Ильенкова С. В.
ИП: ФИ-ПИ-Р-Пр-С-ОС-ПП-М-Сб
ФИ- фундаментальные исследования (теоретические);
ПИ -прикладные исследования;
Р-разработка;
Пр-проектирование;
С-строительство;
ОС - освоение;
ПП - промышленное производство;
М-маркетинг
Сб-сбыт.
ФИ-начальная стадия инновационного процесса, связана с научной работой, т.е. с исследовательской деятельностью, направленной на получение и переработку новых, оригинальных, доказательных сведений и информации. Любая научная работа должна обладать новизной, оригинальностью, доказательностью.
ФИ 90% могут иметь отрицательный результат и из оставшихся 10% не все могут найти применение на практике.
Цель ФИ: познание и развитие процесса, теоретические вопросы.
ПИ- это «овеществление знаний», их преломление в процессе производства, передача нового продукта, технологической схеме и т.д.
Р- в результате данного этапа создаются конструкции новых машин и оборудования и процесс плавно переходит в фазы- Пр (проектирование), строительство (С), освоение (ОС), промышленное производство (ПП). Фазы маркетинга (М) и сбыта (Сб), связаны с коммерческой реализацией результатов инновационной деятельности.