Акмеология. Модель развития профессионализма
Профессионализм специалистов основан на учете акмеологических факторов в специфике подготовки человека к жизни и деятельности. Система подготовки профессионалов является стратегическим фактором развития общества. Совершенствование этой системы с позиций акмеологического подхода происходит через подсистему акмеологического обеспечения управленческой деятельности в организациях и государстве (разработка и внедрение акмеологических технологий в управленческую практику, создание специальных акмеологических служб).
Акмеологическая служба совместно с психологической должна осуществлять следующие виды деятельности:
· Социально-диагностические: анализ статистической информации, функциональных и архивных документов, писем, жалоб, заявлений населения, контент-анализ писем и средств массовой информации; целевые социологические и социально-психологические исследования; систематическое изучение проблемных ситуаций жизнедеятельности населения и экспертных оценок; прогнозирование реакции различных групп населения на принятое решение и возможных позитивных и негативных последствий; проектирование, концептуализация, программирование региональной и локальной социальной политики, социального развития региона или локальной территории; создание мониторинга проблемных ситуаций регионального и локального уровней; разработка систем показателей для мониторингового контроля и отслеживания территориально-управленческих проблем.
· Психологические: выявление сильных и слабых сторон психического типа руководителя; определение психологических особенностей организации личного времени руководителя; развитие творческого потенциала руководителя; составление психологических портретов руководителей и их оппонентов; психологический отбор специалистов по их профессиональным и личным качествам с использованием методов диагностики.
· Психотерапевтические, коррекционные и тренинговые: организация системы психологической защиты; формирование и коррекция политического имиджа; акмеологический и психологический тренинг поведения руководителей в типичных и экстремальных условиях; проведение индивидуальных психотерапевтических консультаций, занятий по релаксации (снятие напряжения) и психотерапии с целью гармонизации самооценки руководителя, межличностных отношений; использование психологических и акмеологических механизмов регулирования межличностных отношений.
· Консультативные: оказание психологической поддержки руководителю в решении его профессиональных и личностно-индивидуальных проблем; психологическое обеспечение принятия и реализации политических и управленческих решений; психологическое обеспечение кадровой работы; определение профессионального уровня сотрудников региональных и локальных органов власти. Работники акмеологической службы наделяются правами и обязанностями, соответствующими их профессиональному профилю.
Анализ сложившейся к настоящему времени практики моделирования профессионального развития, становления специалистов различного профиля обнаруживает ограниченность и невозможность в случае развития профессионализма педагога обойтись либо моделью профессиональной деятельности, либо моделью личности, предполагая моделирование на обоих уровнях, с учетом представленности в них субъектной «ипостаси», где «субъект все более выступает фактором своего развития, изменения, преобразования обстоятельств в соответствии со своими личностными свойствами».