Акмеология. Модель развития профессионализма
В соответствии с целью исследования был изучен опыт отечественных и зарубежных подходов и технологий к организации обучения специалистов, в том числе педагогов, в системе дополнительного профессионального образования, обнаруживший много общего: отсутствие стандарта профессиональной квалификации, необходимость изменения, обновления содержания образования, совершенствование технологий, организационных форм и методов обучения взрослых, проблемы и противоречия в мотивации к изменению уровня профессиональной компетентности и др.
Многоцелевой характер процесса повышения квалификации работника и соответствующие ему задачи :
· формирование позитивной установки на инновационную деятельность и мотивирование профессионального роста и карьеры;
· психологическую перестройку, обновление профессиональных ценностей;
· обогащение профессиональной компетентности и составляющих ее компетенций;
· обеспечение формирования субъектной позиции; развитие способности саморегуляции эмоционально-аффективной сферы;
· освоение механизмов и алгоритмов саморазвития и самореализации;
· преодоление психологических барьеров профессионального развития и профессиональных деструкций (кризисов, деформаций, стагнации), необходимо предполагает учет наличного уровня профессионализма работника и его потенциала, ориентацию на конечный результат повышения квалификации, выявление и учет факторов и условий, способствующих развитию профессионализма, реализацию адекватного психолого-акмеологического, технологического обеспечения этого процесса.
Реализация модели осуществлялась в соотнесении с реалиями процесса повышения квалификации:
· в процессе имитируется противоречие между нормой и инновацией, порядком и хаосом;
· абсолютная упорядоченность снимает противоречие в образовании и превращает его в информирование;
· очаги неустойчивости, нестабильности в процессе взывают к принятию неординарных решений, что может быть основанием для его развития;
· постоянное соотнесение состояния процесса с тенденциями развития образования, проектным представлением о должном обеспечивает его развитие;
· вариативность схем организации процесса, его технологий создает предпосылки к выбору оптимальных путей его усовершенствования.
Г.П. Курдюмов и Г.Г. Малинецкий подчеркивают, что в развитии профессионализма важно «управлять не управляя», то есть стимулировать не ограничивая, нормировать не стандартизуя, структурировать не обобщая, измерять не оценивая. Последнее особенно важно, поскольку профессионализм может быть измерен как индивидуально целое, с одной стороны, самоорганизующееся, а с другой - нуждающееся в управлении.
Достоинства настоящей модели и технологического обеспечения проявились не только в реализации приоритетов личностной, субъектной, компетентностной и др. их составляющих, но и в прогрессивной, неманипулятивной направленности, интенсивности, открытости новому уровню развития и достижений, где «небольшая помощь взрослому», в виде универсальности для всех или индивидуальности для каждого (Л.С. Выготский), составляет сложную, интересную и перспективную акмеологическую составляющую процесса постдипломного образования педагога.
Указанное соотносилось с принципом неопределенности, который предостерегает от упрощения и направляет внимание на исследование профессионализма педагога в его конкретных выражениях, так как «чем сложнее система, тем больше вероятность увеличения числа возможных путей ее эволюции» (В. Гейзенберг), прогрессивное прохождение которых обеспечивалось, в первую очередь, акмеологическими технологиями и воздействиями.