Особенности развития деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении
В условиях модернизации системы российского образования, ориентирами которой являются доступность, качество, эффективность, происходит смена требований и к дошкольным образовательным учреждениям.
Приоритетными направлениями для развития деятельности ДОУ являются:
Повышения качества дошкольного образования;
Использование здоровьесберегающих образовательных технологий;
Гражданское образование;
Экологическое образование как средство формирования экологически целесообразного поведения в природе;
Личностное развитие ребенка дошкольного возраста, способного реализовать себя как часть социума.
Любое дошкольное учреждение проходит три этапа: становление (при создании нового ДОУ и нового коллектива), функционирование (учебно-воспитательный процесс организован на основе традиционных стабильных программ, педагогических технологий); развитие (прежнее содержание образования, педагогические технологии обучения и воспитания приходят в противоречие с новыми целями, условиями ДОУ). Развивающееся ДОУ, работающее в поисковом режиме, значительно отличается от тех, целью которых является стабильное традиционное поддержание раз и навсегда заведенного порядка функционирования.
Существует два основных режима деятельности дошкольного образовательного учреждения. Ниже приводятся основные характеристики каждого типа и их отличительные особенности.
Деятельность ДОУ в режиме развития - целенаправленный, закономерный, непрерывный и необратимый процесс перехода учреждения в качественно новое состояние, характеризующийся разноуровневой организацией, культурно-творческой направленностью и использованием постоянно расширяющегося потенциала развития.
Деятельность ДОУ в режиме функционирования - процесс жизнедеятельности ДОУ, направленный на стабильное поддержание какого-либо определенного состояния, характеризующийся цикличным повторением, воспроизводством накопленного опыта и использованием наработанного потенциала.
Предлагаемая ниже таблица 1 позволяет определить характер жизнедеятельности конкретного учреждения с опорой на основные показатели режимов развития и функционирования.
Таблица 1
Основные характеристики режимов жизнедеятельности дошкольного образовательного учреждения
Показатели |
Режим функционирования |
Режим развития |
Тип/вид ДОУ |
Общетрадиционный, типовой |
Развевающийся |
Цели и задачи управления |
Поддержание стабильных результатов, воспроизводство опыта, использование наработанного потенциала |
Обновление компонентов учебно-воспитательного процесса с целью обеспечения мобильности, гибкости и вариативности |
Субъект управления |
Администрация при ограниченных правах других субъектов, неразвитость горизонтальных связей, единоначалие преобладает над коллегиальностью |
Коллективный субъект управления, развитость горизонтальных связей, паритет единоначалия и коллегиальности, делегирование инициативы |
Подходы, научные концепции управления |
Эмпирический, основанный на личном опыте |
Мотивационное программно-целевое управление, его вариации, рефлексивное управление, построение комплексно-целевых программ и программа развития |
Мотивационное обеспечение |
Создание благоприятного психологического климата в той мере, в какой это необходимо для стабильного функционирования |
Создание атмосферы творчества/поиска при соответствующей системе материального и морального стимулирования самореализации субъектов |
Учебно-воспитательный процесс |
Обеспечивается в стабильных условиях достижением устойчивых результатов |
Динамический процесс в изменяющихся условиях, получение качественно новых результатов |
Содержание образования |
Использование традиционных идей, учебных, предметных планов и программ |
Использование планов развития, комплексно-целевых программ по освоению новшеств |
Технологии |
Обеспечивают стабильные результаты |
Личностно-ориентированное образование, обеспечивающее саморазвитие субъекта |
Организация учебно-воспитательного процесса |
Прежняя система обучения и воспитания, с определенным количеством дней и ступеней обучения |
Многоуровневое, многоступенчатое, непрерывное образование в системах ДОУ-школа-ВУЗ |
Нормативно-правовое обеспечение |
Использование правовых документов, обеспечивающее стабильное функционирование ОУ |
Типовые документы выступают основой для разработки собственных |
Кадровое обеспечение |
Стабильные требования к уровню профессиональной компетентности, необходимому для получения стабильных результатов в рамках традиционной системы обучения и воспитания детей |
Конкурсная основа, конкурентоспособность, Новыеметодики , вариативность курсов |
Научно-методическое обеспечение |
Традиционные учебные планы, программы, ориентированные на требования сегодняшнего дня |
Авторские методики, ориентированные на зону ближайшего развития субъектов |
Финансовое обеспечение |
Бюджетное финансирование |
Бюджетное и внебюджетное финансирование |
Материально-техническое |
Организация базового процесса на имеющейся материально-технической базе |
Постоянно расширяющееся обеспечение как результат динамического развития |