Особенности развития деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении
А.А. Майер выделяет условия развития ДОУ и источники идей развития:
четкая формулировка цели на основе всестороннего проблемного анализа;
наличие концепции развития;
наличие кадрового обеспечения, материально-технической базы, научно-методического сопровождения, ресурсов для предстоящей работы;
благоприятный социально-психологический климат в коллективе, готовность педагогов к реализации программы развития, удовлетворенность субъектов текущими результатами работы, сбалансированность интересов всех участников инновационного процесса;
предоставление свободы выбора в решении поставленных задач;
выбор педагогически целесообразных, оптимальных технологий инновационной деятельности;
использование образовательного потенциала социума;
расширение внешних связей, открытость ДОУ;
организация целесообразного управления, оптимальное сочетание видов управления;
изучение и использование позитивного опыта других ДОУ.[19,с. 34]
В современный период развития отечественного дошкольного образования идет по следующим направлениям:
Формирование нового содержания образования;
Разработка и реализация новых педагогических технологий, методик, систем развития детей;
Создание новых видов дошкольных учреждений.
Руководитель должен определить перспективу развития своего учреждения с учетом социального заказа общества и четко сформулировать цель деятельности. Цель должна быть понятна и принята всеми участниками педагогического процесса.
Руководитель должен учитывать индивидуальные качества участников, их профессиональный уровень, организаторские навыки, умения, психологическую готовность к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке.
Знание руководителем своего коллектива, его сильных и слабых сторон всегда оценивалось высоко. И хотя, руководствуясь нормативными документами, заведующий определяет функциональные обязанности каждого педагога, в жизни он опирается на личностные, деловые, ведущие (лидерские) или ведомые (исполнительские) качества человека.
К.Ю.Белая определяет несколько позиций, по которым руководитель может оценивать педагога:
. Степень ответственного отношения к делу.
. Мотив педагогической деятельности: призвание - старание - случайность.
. Приоритеты в организации работы: поиск нового - набор известных приемов.
. Отношение детей: любовь - уважение - боязнь.
. Отношение родителей: уважение - неприятие - «никакое».
. Отношение коллектива: стремление к лидеру - ровное - отчуждение.
. Кругозор.
. Воспитанность: тактичность - низкая культура - конфликтность.
. Позиция на педсоветах, совещаниях: активен - участвует - отмалчивается.
. Степень профессиональной открытости: охотно делится опытом (часто проводит открытые уроки) - после уговоров - иногда.
. Моральные правила: принципиальность - невмешательство - игра в «правду».
. Чувство юмора.
. Коммуникабельность: открытость - «все в себе» [6, с.37]
Данная система оценки является открытой, т.е. она может быть дополнена или сокращена. Первые три позиции имеют принципиальное значение для организации деятельности в коллективе.
В свою очередь, предъявляются требования и к руководителю детского сада, планирующему деятельность развития. Он должен:
) уметь отличать реально выполнимые цели от ложных недостижимых.
) быть готовым предложить своим подчиненным ясную, основанную на интересных идеях программу или план действий;