Зарубежный опыт антикризисного управления
Как показывает практика большинства зарубежных стран (США, Канада, Великобритания, Австралия, Швеция, Нидерланды и др.), одним из ключевых, элементов современной системы несостоятельности является наличие специального правительственного учреждения с конкретными обязанностями по вопросам банкротства, способного контролировать действия законодательства и представлять соответствующие рекомендации относительно действий правительства в данной области (другими ключевыми элементами системы несостоятельности являются законодательство, институт специалистов, судебная система и понимание необходимости банкротства в обществе).
Несколько часто встречающихся функций и полномочий государственных органов по банкротству зарубежных стран представлены на рисунке 1.4.
Как правило, компетенция и функции государственных органов по банкротству установлены законом. Вместе с тем, государственные органы по банкротству многих стран имеют свои специфические особенности. Так, государственные органы по банкротству стран Европейского Союза обладают полномочиями подавать в Суд ЕС запросы относительно постановлений Суда о толковании положений Европейской Конвенции по банкротству.
В Австралии государственным органом по банкротству является государственная Комиссия по корпоративным делам, которая имеет полномочия:
1) анализировать финансовое состояние предприятий, подвергаемых процедурам несостоятельности,
2) обеспечивать, адекватность информации о должнике,
) делать заключения о мере ответственности директоров должника за доведение предприятия до банкротства,
) дисквалифицировать виновных директоров самостоятельно, либо ходатайствовать о такой дисквалификации в суд».
В Великобритании роль Государственного органа по банкротству выполняет Служба несостоятельности, входящая в систему Министерства торговли и промышленности и насчитывающая 1800 постоянных сотрудников. Функции этой Служба таковы:
1) лицензирование специалистов по банкротству, контроль за процессом выдачи лицензий специалистам по банкротству и за соответствием деятельности арбитражных и конкурсных управляющих профессионально-этическому кодексу и законодательству о банкротстве;
2) получение статистических данных от судов и от назначенных арбитражных и конкурсных управляющих для составления базы данных не только по количеству и отраслевой принадлежности банкротств, но также по результатам решения дел о банкротстве с тем, чтобы решения, которые будут приниматься в будущем, были лучше обоснованы и подкреплены соответствующей информацией;
) осуществление функций конкурсного управляющего в случае нехватки активов подвергаемого процедуре банкротства предприятия для оплаты конкурсного управляющего из числа независимых профессионалов;
) выявление вероятных причин банкротства должника и понесения им убытков;
) выявление причин незаявления о банкротстве директорами должника, как только стало ясно, что спасение бизнеса невозможно;
) проверка документации любой компании в случае поступления жалоб от клиентов, партнеров или общественности;
) предписание неблагополучным компаниям пройти аудиторскую проверку и назначение определенных аудиторов за счет компании;
) добиваться ликвидации любой компании в случае, если Служба несостоятельности пришла к выводу, что это соответствует интересам общества; на такие случаи приходится примерно 1% всех банкротств в Великобритании (несколько сот в год);
) после каждого случая банкротства затребовать и получать от конкурсного управляющего отчет о деятельности - прежних руководителей предприятия-должника; в случае выявления злоупотреблений и злостной некомпетентности обращаться в суд о дисквалификации такого директора на срок до 15 лет;