Зарубежный опыт антикризисного управления
) возбуждать в судах дела о судебном преследовании должников.
В Канаде существует специализированный государственный орган по делам о банкротстве, подчиненный Правительству страны и именуемый «Институтом суперинтендантов по несостоятельности». В компетенцию этого органа входит:
1) законодательная инициатива по вопросам несостоятельности;
2) обобщение опыта и практики банкротств в стране;
) разработка и контроль соблюдения единого профессионального стандарта арбитражных и конкурсных управляющих;
) лицензирование, контроль деятельности и отзыв лицензий у специалистов по банкротству;
) возбуждение дел о банкротстве в судах».
Многолетний богатый опыт государственного регулирования банкротств существует в Соединенных Штатах Америки. С 1934 г. роль государственного органа по банкротству стала выполнять Комиссия по биржам и ценным бумагам (КБЦБ) Правительства США. С 1938 г. ее функции, зафиксированные в Законе о банкротстве, были таковы:
1) выступать в качестве эксперта-консультанта судов по банкротству;
2) быть стороной в судопроизводстве по делам о банкротстве с правом давать обязательные заключения по планам реорганизации несостоятельных предприятий;
) рекомендовать судам по банкротству кандидатуры независимых внешних управляющих.
В реформированном в 1978 г. американском Законе о банкротстве у КБЦБ есть три функции:
1) выступать в суде и быть заслушанной по любому вопросу дела о банкротстве, в частности, по поводу назначения конкурсного управляющего, назначения комиссий кредиторов и акционеров, уровня оплаты конкурсных управляющих, использования, продажи и аренды собственности;
2) контролировать и обеспечивать адекватность, заявления предприятия-должника о своем финансовом состоянии и наличии активов;
) возражать против утверждения судом плана реорганизации по мотивам злоупотреблений со стороны должника.
В ряде случаев КБЦБ вмешивалась в условия продажи действующих неплатежеспособных предприятий, настаивая и добиваясь других условий продажи. В 1983 г. в дополнение к КБЦБ как к Государственному органу по банкротству в США появились Государственные Федеральные Конкурсные Управляющие, задача которых, среди прочего, состоит в контроле деятельности и оплаты независимых конкурсных управляющих, а также в предотвращении мошенничества, нечестности и нарушения законности при осуществлении процедур банкротства.
Государственный орган по банкротству Швеции находится в единой системе с налоговой службой и органами судебного исполнения и состоит в совместной компетенции Министерства финансов и Министерства юстиции. Этот орган, имеющий отделения во всех провинциях страны, контролирует и регулирует осуществление процедур несостоятельности. Полномочия его таковы:
1) выработка и контроль осуществления государственной политики в области банкротств;
2) консультирование судов, занимающихся процедурами несостоятельности;
) подготовка, лицензирование, консультирование конкурсных управляющих;
) осуществление функций конкурсных управляющих в случае банкротства предприятия с малыми активами;
) консультирование кредиторов при осуществлении процедур банкротства;
) контроль уровня оплаты конкурсных управляющих; доплата за услуги этих специалистов в случае недостатков ресурсов у предприятия-должника;
) контроль соблюдения интересов обеспеченных кредиторов;
) осуществление публикаций о признании предприятий банкротами.
Сравнительный анализ функций и полномочий Государственных органов по банкротству некоторых стран приведен в таблице 1.2.