Профессиональная карьера и её планирование
Карьера определяется в словарях как успешное продвижение вперед в той или иной области. Мы будем говорить о профессиональной карьере. Различают широкое понимание карьеры как профессиональное продвижение, профессиональный рост, как этапы восхождения к профессионализму. Результатом карьеры в широком понимании является высокий профессионализм человека, достижение признанного профессионального статуса. В более узком понимании карьера - это должностное продвижение. Здесь не только овладение уровнями и ступенями профессионализма. Но и достижение определенного социального статуса в профессиональной деятельности, занятие определенной должности. Этот тип карьеры начинается с выбора престижной профессии и включает достижение в ней определенных социально признанных стандартов в профессиональной деятельности. Результатом этого вида карьеры являются определенный социальный статус и должность.
Человек может осознанно выбирать и строить свою карьеру как в профессиональном, так и в должностном плане. У одного и того же человека эти стороны карьеры могут и не совпадать. Так, подлинный профессионал может не сделать служебную карьеру, и напротив, человек на высокой должности может не достичь столь же высокого уровня профессионализма. Карьера первого рода требует профессиональной компетентности, карьера второго рода - социальной компетентности. Различают виды карьеры по характеру ее динамики:
обычная карьера как профессиональное развитие с прохождением всех основных этапов профессиональной жизни;
стабильная карьера как прямое продвижение от профессионального обучения к единственному постоянному типу работы;
нестабильная карьера, в которой после этапов проб и уточнений следуют новые пробы. Эти пробы могут быть вынужденными (потеря трудоспособности), добровольными (смена интересов) или вызванными переопределением профессии без интереса и приложения усилий;
комбинированная карьера, когда короткие периоды стабильной профессиональной жизни сменяют этапы вынужденной безработицы или смены профессии, доучивания.
На карьеру человека влияют, прежде всего, внутренние факторы - мотивы, уровень притязаний, самооценка, здоровье. Чем более зрелым является человек как профессионал и как личность, тем более велика роль внутренних факторов в его карьере. На карьеру могут влиять и внешние факторы - социально-профессиональная среда, тип профессиональной организации, а также банальная случайность. Так, например, профессиональная среда может, осознанно иди неосознанно, тормозить профессиональный рост и карьеру, «отсекая» как некомпетентных, так и сверхкомпетентных работников.
Известная в современном менеджменте концепция по общим вопросам карьеры выделяет четыре стадии в жизни карьеры: «разведка боем», становление, процветание, затухание. Каждая из этих стадий характеризуется своими задачами, действиями и сферами отношений. Кроме того, на каждой стадии обозначается ориентировочный возраст и выслуга лет работника, способного решать возникающие здесь проблемы.
В современных компаниях деловая карьера является объектом управления. Оно сводится к совокупности мероприятий, осуществляемых кадровыми службами и консалтинговыми фирмами, позволяющих работникам раскрыть свои способности и применить их наиболее выгодными для себя и организации способом. Их необходимость связана с тем, что большинство сотрудников, как показывают исследования, обычно относятся к своей карьере пассивно, предпочитая, чтобы этими вопросами занимались их руководители. Поэтому во многих фирмах обязательным является планирование карьеры, то есть определение путей, ведущих к достижению ее целей. Основой планирования карьеры часто становятся так называемые карьерограммы. Этот документ составляется на 5-10 лет, содержит, с одной стороны, обязательства администрации по горизонтальному и вертикальному перемещению работника, а с другой стороны, обязательства последнего повышать уровень образования, квалификации, профессионального мастерства.
Профессиональная жизнь взрослого человека не является одинаковой на протяжении всей его жизни. Профессиональным возрастным развитием называется процесс профессионального становления личности, опосредованный его возрастом. Возраст в психологии определяется как относительно ограниченная во времени ступень психического развития. Для возрастного развития характерны следующие закономерности:
качественное своеобразие каждого возраста. В каждом возрасте складываются новые психические качества (новообразования), они означают вклад этого возраста в общее психическое развитие;
неравномерность. По Б.Г. Ананьеву, не совпадает во времени наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость), личности (гражданская зрелость), субъекта познания (умственная зрелость) и субъекта труда (трудоспособность);
1 2