Профессиональная карьера и её планирование
необратимость. Нельзя объективно вернуть себя в предыдущий возраст;
преемственность. Все последующие фазы развития связаны с предыдущими, при этом старые структуры и образования не исчезают, а входят в состав новых, перестраиваясь;
сензитивность. На отдельных этапах развития человек наиболее чувствителен (сензитивен) к некоторым внешним воздействиям;
наличие кризисов. В критический период развитие не прекращает своей созидательной работы (Л.С. Выготский, Э.Эриксон).
Эти и другие закономерности подробно рассматриваются в возрастной психологии. Особенно хотелось бы отметить работы Б.Г. Ананьева, Л. С. Выготского, Э. Эриксона. Очень важно, чтобы каждый человек нашел свое место в профессиональной структуре общества, соответствующее его индивидуальным устремлениям, индивидуальной активности и инициативе, его индивидуальным мотивам и способностям.
Успех в профессиональной деятельности проявляется, прежде всего, в достижении работником значимой цели и преодолении препятствий ее пути к этой цели. Здесь наиболее эффективным является принцип равновесия и баланса, который состоит в следующем:
необходимо точно сформулировать собственную цель, достижимую в условиях профессиональной деятельности;
проанализировав профессиональную ситуацию, выделить две группы условий - способствующих и препятствующих достижению цели;
из условий способствующих достижению цели, нужно выбрать те, которые сокращают время и дают возможность сберечь силы;
из условий, препятствующих достижению цели, выделить те, которые можно изменить и которые изменить нельзя. Подумать, какие из них преобладают;
если преобладают условия, препятствующие достижению цели, но которые можно изменить, приложив к этому определенные усилия, надо действовать;
условия, которые препятствуют и которые изменить нельзя, нужно постараться «обойти» с той или иной стороны;
если же препятствия настолько велики, что обойти их никак нельзя, следует на время отказаться от поставленной цели и переключиться на другую цель, которая также может быть достижима в условиях профессиональной деятельности.
1 2