Виды и методы обучения персонала
Существует несколько видов обучения. Отдельные виды не следует рассматривать в отрыве друг от друга. Целенаправленное обучение квалифицированных кадров предполагает тесную связь и координацию между этими видами обучения.
Характеристика видов обучения кадров
. Профессиональная подготовка кадров. Включает в себя приобретение знаний, умений, навыков и обучение способам общения, направленным на выполнение определенных производственных задач. Подготовка считается законченной, если получена квалификация для осуществления конкретной деятельности. В данной подготовке нуждается преимущественно учащаяся молодежь.
. Профессиональная начальная подготовка. Включает в себя развитие знаний, умений, навыков и способов общения как фундамента для дальнейшей профессиональной подготовки (например, подготовка бакалавров). Предназначена для получения специфической профессиональной квалификации.
. Профессиональная специализированная подготовка. Углубление знаний и способностей с целью овладения определенной профессией. Необходима специалистам, магистрам.
. Профессиональное совершенствование (повышение квалификации). Расширение знаний, умений, навыков и способов общения с целью приведения их в соответствие с современными требованиями производства, а также для стимулирования профессионального роста. В основном, обучаются занятые в производстве работники, имеющие практический опыт.
. Совершенствование профессиональных знаний и способностей. В основе данного способа обучения лежит приведение знаний и способностей в соответствие с требованиями времени, актуализация и углубление их. Обучаются специалисты (горизонтальная мобильность).
. Профессиональное совершенствование с целью продвижения по службе. Подготовка к выполнению качественно более высоких задач. Обучаются руководители (вертикальная мобильность).
. Профессиональная переподготовка (переквалификация). Получение знаний, умений, навыков и овладение способами обучения (поведения) для освоения новой профессии и качественно другой профессиональной деятельности (обучающиеся занятые в производстве работники или безработные, имеющие практический опыт).
Потребности в обучении квалифицированных кадров необходимо рассматривать дифференцированно, т.е. по целевым группам качественного составления программы профессионального обучения для конкретного работника. Для отдельных целевых групп выделяются главные задачи.
Таб. 1.2.1 Задачи обучения для отдельных целевых групп
№ п/п |
Целевая группа |
Главные задачи обучения |
1 2 3 |
Учащаяся молодежь. Специалисты с опытом работы. Руководители с опытом работы. |
Теоретическая начальная подготовка вне сферы деятельности в сочетании с практической подготовкой по специальности на рабочем месте ,так называемая двойственная система образования: профессиональная школа - производство. Повышение квалификации для углубления специальных знаний по специальности. Отработка поведения на случай возникновения конфликтных ситуаций, ведение переговоров, методика принятия решений, выработка сдержанности и т.п. |
Обучение может осуществляться на рабочем месте и вне рабочего места (внутрипроизводственное и внепроизводственное обучение).
Обучение на рабочем месте осуществляется в процессе работы. Эта форма подготовки является более дешевой и оперативной, характеризуется тесной связью с повседневной работой и облегчает вхождение в учебный процесс работников, не привыкших к обучению в аудиториях. Обучение на рабочем месте, как правило, подразумевает наблюдение за опытным начальником или коллегой, когда они выполняют определенную работу, или решают какую-либо задачу. Преимущество обучения на рабочем месте: оно дешево, легко удовлетворить потребности обучаемого, работник получает опыт «из рук в руки». Однако этот метод имеет недостатки: Вы или Ваши коллеги могут не обладать достаточным опытом в обучении; работники, которых попросили обучать, могут не иметь для этого достаточно авторитета и ответственности; работники могут возмутиться, что их будут учить их коллеги.