Виды и методы обучения персонала
Табл. 1.2.2. Методы профессионального обучения на рабочем месте
№ п/п |
Методы обучения |
Характерные особенности метода |
1 2 3 4 5 |
Направленное приобретение опыта. Производственный инструктаж. Смена рабочего места (ротация). Использование работников в качестве ассистентов, стажеров. Подготовка в проектных группах. |
Систематическое планирование обучения на рабочем месте, основу планирования составляет индивидуальный план профессионального обучения, в котором изложены цели обучения. Информация, введение в специальность, адаптация, ознакомление обучающегося с его новой рабочей обстановкой. Получение знаний и приобретение опыта в результате систематической смены рабочего места. В результате этого за определенный промежуток времени создается представление о многогранности деятельности и производственных задач. Обучение и ознакомление работника с проблемами высшего и качественно иного порядка задач при одновременном принятии на себя некоторой доли ответственности. Сотрудничество, осуществляемое в учебных целях в проектных группах, создаваемых на предприятии для разработки крупных, ограниченных сроком задач. |
Обучение вне рабочего места более эффективно, но связано с дополнительными финансовыми затратами и отвлечением работника от его служебных обязанностей. Методы профессиональной подготовки вне рабочего места предназначены, прежде всего, для получения теоретических знаний и для обучения решению проблем, принятию решений, согласованному поведению.
Преимущество:
§ занятие проводятся опытными экспертами;
§ используются современное оборудование и информация;
§ работники получают заряд свежих идей и информации.
Недостатки:
§ это может быть дорого;
§ курсы могут быть оторванными от практики вашего бизнеса, и перенасыщены теорией;
§ работники могут быть не настроены проходить обучение в свое свободное время.
Методы профессионального обучения вне рабочего места предназначены прежде всего для получения теоретических знаний и обучения умению вести себя в соответствии с требованиями производственной обстановки.
Табл. 1.2.3. Методы обучения персонала вне рабочего места
№ п/п |
Методы обучения |
Характерные особенности метода |
1 2 3 4 5 6 |
Чтение лекций. Программированные курсы обучения. Конференции, семинары. Метод обуч. руковод. кадров, основ. на самост. Реш. конк. задач из практики. Деловые игры. Методы решения производственно-экономических проблем с помощью моделей. |
Пассивный метод обучения, исп. для изложения теоретических и методич. знаний, практического опыта. Более активный метод обучения, эффективен для получения теоретических знаний. Активный метод обучения, участие в дискуссиях развивает логическое мышление и вырабатывает способы поведения в различных ситуациях. Моделирование организационной проблемы, которую должны решить участники группы. Позволяет соединить теоретические знания и практические навыки, предусматривает обработку информации, конструктивно-критическое мышление, развитие творчества в процессах принятия решений. Обучение манере вести себя в различных производственных ситуациях, при ведении переговоров, причем обладатели ролей должны вырабатывать альтернативные точки зрения. Моделирование процессов, происходящих на конкурирующих предприятиях. Слушатели распределяют между собой роли конкурирующих между собой фиктивных организаций. С помощью исходных данных они должны принять соответствующие решения для нескольких стадий производства продукции или услуг. |