Адаптация персонала на различных стадиях развития организации
Жизненный цикл каждой организации представляет собой последовательность сменяющих друг друга этапов или стадий, каждый имеет определенные характеристики, которые нельзя обойти вниманием, разрабатывая систему адаптационных мероприятий для вновь пришедшего сотрудника. Инструменты адаптации персонала, как правило, соответствуют той стадии развития предприятия, которую оно на данный момент проходит.
1) Стадия формирования предприятия
Предприятие имеет небольшой штат сотрудников. Взаимоотношения между руководителями и сотрудниками, а также внутри коллектива, напоминают корпоративную культуру компании "семейного" типа: сотрудники хорошо друг друга знают, находятся в одном небольшом помещении, работают в атмосфере взаимопонимания. Если проблемы и возникают, то могут быть быстро решены.
Сотрудник, занимающийся адаптацией персонала, отсутствует.
Адаптацией персонала занимается сам предприниматель, подключая, по мере возможности, остальных сотрудников, кто в чем хорошо разбирается и располагает свободным временем для объяснений. Основной упор - на социально-психологическую адаптацию, главное - закрепиться в "семье", члены которой готовы взять на себя часть обязанностей "новичка", поддержать его.
В этот период принимаются проекты с высокой степенью финансового риска, минимальным количеством действий. Ресурсы недостаточны для удовлетворения всех требований заказчика. В центре внимания - быстрое осуществление ближайших мер, по этой причине работники должны быть новаторами, инициативными, контактными, с долговременной ориентацией, готовыми рисковать, не боящимися ответственности. Малая сменяемость ведущих сотрудников.
) Стадия интенсивного роста
Начинают вырабатываться инструменты адаптации персонала. Это может быть "книга нового сотрудника" или какой-нибудь "вводный курс". Курс, обычно не требует особых премудростей и может включать в себя такие элементы как:
представление нового сотрудника коллективу: что именно он будет делать, с кем будет взаимодействовать
представление коллектива новому сотруднику: кто и за что отвечает, и к кому по каким вопросам обращаться, каковы правила коммуникации внутри компании, как стать "Героем" в этой компании.
Если на предприятии отсутствует должность менеджера по персоналу, то обязанности по адаптации персонала возлагаются на руководителей отделов, в распоряжение которых приходят новые сотрудники.
При отсутствии лиц, ответственных за адаптацию персонала, неизбежны такие негативные последствия как:
потеря информации
При увольнении "старого" сотрудника, который владел всей информацией в рамках своей деятельности, важно вовремя и грамотно организовать передачу дел и информации об их состоянии вновь принятому сотруднику. Иначе важная информация может оказаться потерянной для предприятия. А новому сотруднику предстоит кропотливая и трудоемкая работа по налаживанию трудового процесса в подотчетной ему сфере с "чистого листа".
появление субкультур
Коллектив расслаивается, что приводит к размытию корпоративной культуры "семьи". Поэтому новичку или сотруднику, переведенному в другой отдел, оказывают поддержку только его непосредственные коллеги и начальник.