Основные стадии консультационного процесса
Во-первых, рассматриваются решения, принимавшиеся на уровне первого лица за определенный отрезок времени. Это дает картину распределения управляющих воздействий. Многие руководители часто плохо представляют, как они сами и их служебная деятельность выглядят со стороны, как к ним относятся окружающие, в том числе подчиненные.
Во-вторых, проводится диагностическое интервью, т.е. специальная процедура собеседования с работниками организации для выявления волнующих их проблем.
Эти две процедуры (анализ решений и диагностическое интервью) необходимы для того, чтобы организационная диагностика дала позитивные результаты. Диагноз консультанта, как правило, значительно отличается от первоначальных представлений людей, работающих в организации, об их собственных проблемах.
После диагностики необходимо показать руководителю, в чем заключается проблема на деле, какова структура проблемного поля, внутренняя связь различных проблем. Главное - не просто выявить набор проблем, а обнаружить их взаимообусловленность.
На втором этапе консультационного процесса определяются принципы, исходя из которых, будет вырабатываться решение, после чего составляется проект решения проблем, выявленных в результате организационной диагностики.
На этом этапе выполняется следующий комплекс работ:
постановка управленческого и финансового учета, которая включает системы ценообразования, управления затратами, бюджетирования, учетную политику, методики разработки и принятия управленческих решений;
реорганизация бизнес-процессов;
концептуальное проектирование, интеграция, разработка и внедрение информационных систем: систем поддержки и принятия решений, оперативного управления, автоматизированных систем управления технологическим процессом;
разработка кадровой политики;
разработка системы развития персонала, в которую входят руководство персоналом, аттестация и программы повышения его квалификации;
разработка системы стимулирования персонала.
Третий этап - это стадия реализации решений. Эта стадия очень важна, так как в настоящее время, по мнению самих бизнес-консультантов, не реализуется большинство даже очень хороших решений. На этапе внедрения решения ответственность консультанта в реализации проекта уменьшается, а ответственность персонала компании возрастает. Консультант может принимать участие в реализации своих предложений, обучая персонал, корректируя его деятельность советами и т.п. Пребывание консультанта в организации клиента завершается тогда, когда персонал компании становится способным полностью самостоятельно работать в изменившихся условиях.
Последний четвертый этап - стадия контроля выполнения решений и оценка их эффективности и результатов. На этой стадии должны быть определены критерии оценки, установлены обязанности по контролю. В рамках этой стадии проводятся также окончательные финансовые расчеты клиента с консультантом и самоанализ деятельности консультанта в целях осмысления полученного опыта для использования его в других проектах. [там же]
1 2