Анализ качества продукции и конкурентоспособности предприятия
Важным показателем деятельности организации является качество продукции или услуг. Его повышение - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции или услуг способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли за счет не только объема продаж, но и более высоких цен.
Понятие качество регламентировано в Российской Федерации государственным стандартом, ГОСТ 15467 - 79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения».
Международный стандарт ИСО 8402 определяет «качество - как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности».
Качество продукции - понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.
Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:
· удельный вес новой продукции, в общем, ее выпуске;
· удельный вес продукции высшей категории качества;
· средневзвешенный балл продукции;
· средний коэффициент сортности (отношение стоимости произведенной продукции к ее стоимости по ценам первого сорта);
· удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;
· удельный вес сертифицированной продукции;
· удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
· удельный вес экспортируемой продукции.
Индивидуальные показателикачества характеризуют одно из ее свойств:
· полезность;
· надежность (долговечность, срок службы, межремонтный срок, безотказность в работе);
· технологичность, то есть эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, материалоемкость, точность, энергоемкость);
· эстетичность изделий (гармоничность, выразительность, оригинальность, соответствие окружающей среде, стилю);
· эргономичность (комфортность для человека)
Косвенные показатели
- это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес продукции, на которую поступили претензии от клиентов, потери от брака и др.
Первой задачей анализа, является, изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дадим оценку работы организации по достигнутому уровню качества продукции (услуги).
Комплексный показатель качества (К) может быть рассчитан следующим образом:
К = Касt1 + Ксрt2 + Кпрt3 + Ккt4; где:
· Кас - частный коэффициент ассортиментности обслуживания;
· Кср - частный коэффициент срочности заказа;
· Кпр - частный коэффициент развития прогрессивных форм и методов обслуживания;
· Кк - частный коэффициент культуры обслуживания.
· t1 - t4 - коэффициенты весомости, соответствующие частным коэффициентам.
Путем подсчета мы определили показатель качества обслуживания, который равен К = 0,76. Это достаточно не плохой показатель, он говорит о том, что авторитет растет (в 2011 году К = 0,65).
Таблица 2.3.1. Анализ обобщающих показателей качества продукции
Показатель |
2011 год |
2012 год | |
план |
факт | ||
Средневзвешенный балл качества продукции |
0,65 |
0,77 |
0,76 |
Удельный вес, %: - продукции высшей категории качества |
72 |
75 |
76 |
- экспортируемой продукции |
11,6 |
16,7 |
16,8 |
- забракованной продукции |
0,6 |
0,3 |
0,4 |
- разрекламированной продукции |
0,4 |
0,3 |
0,2 |
Потери от брака, в рублях |
25000 |
20000 |
22300 |