Общее описание рынка и его целевых сегментов
Обоснуем предлагаемый проект с точки зрения анализа внешней среды и потребителей.
Выездной туризм в России последние пять лет развивался очень динамично. Среднегодовой прирост туристов, выезжающих за рубеж, составлял около 13%, что вдвое выше роста туризма во всем мире. 2011 год обещал быть самым лучшим в истории современного российского выездного туризма - за первые 9 месяцев рост составил 19,5% в сравнении с аналогичным периодом 2010 года. Однако, несмотря на то, что турпотоки значительно выросли, удачным прошедший год назвать нельзя - рост цен на топливо, перенасыщение чартерного рынка на пляжных направлениях и экономический кризис привели к тому, что турбизнес закончил годовой финансовый рост с нулевыми показателями. Рост выездного туризма по итогам лета 2011 года в целом по России составил около 27%. Прошедший летний туристический сезон был характерен «активной борьбой за клиента» - в этом сезоне было много демпингов и конкуренции, что обусловлено финансовым кризисом в России. Основным направление прошедшего сезона для россиян стала Греция - в Россию пришли новые крупные туроператоры, которые рассчитывают на российского клиента. Кроме того, этим летом россияне предпочитали уезжать в Египет, Таиланд, которые считаются классическими зимними направлениями. В целом предпочтения петербуржцев не слишком изменились. По-прежнему были популярны Турция, Европа (Испания, Италия, Франция) и экзотические страны.
Влияние кризиса все сильнее затрагивает рынок туризма. Результаты финансового кризиса уже сказались на российских турфирмах, ориентированных на выездной массовый отдых, при этом индивидуальный туризм (в том числе образовательный, о котором идет речь в работе), рассчитанный на обеспеченных туристов, почти не коснутся происходящие изменения. До кризиса российский туристический рынок характеризовался как один из наиболее быстрорастущих. Однако сегодня принятие решений для туристического бизнеса происходит в ситуации высокой степени неопределенности.
Эксперты Российского союза туриндустрии предлагают два сценария развития событий на рынке в связи с кризисом. Оптимистичный вариант предполагает снижение спроса на 15-20%, что не должно оказать сильного влияния на рынок в целом. Возможно, турфирмы смогут заполнить финансовый пробел сокращением каких-либо расходов и остаться, например, на уровне 2008 года. Пессимистичный сценарий предусматривает возможное падение рынка на 35-40%, что приведет к более серьезным последствиям для туристических компаний. Возможно сокращение количества игроков рынке на 10-15%. Некоторые туроператоры давно работают в минус, но за счет наращивания оборотов и получения дешевых кредитов большинству из них удавалось оставаться на плаву. При 35-40%-ном падении рынка покрыть убытки будет невозможно, и их ждет банкротство.
Приведем результаты исследования потребителей туристского продукта.
При выборе вида отдыха немаловажное значение имеет возраст путешественника, о чем свидетельствуют данные таблицы 3.
Таблица 3. Возрастные предпочтения видов отдыха
Вид отдыха |
Доминирующий возраст |
Отдых на море |
21 - 40 |
Спортивный туризм |
26 - 35 |
Отдых в городе |
31 - 40 |
Отдых на оздоровительных курортах |
31-40 |
Бизнес-туры |
26 -35 |
Оздоровительный туризм |
31 - 40, 51 - 55 |
Экскурсии |
21 - 40 |
Охота |
21 - 30, 56 - 60 |
Рыбалка |
31 - 35 |
Развлечения |
До 20, 36 - 40 |
Ночная жизнь |
До 20, 26 - 30, 36 - 40 |
Другое |
36 - 40, 56 - 70 |
Как видно из таблицы, наибольший интерес для туристических фирм составляют покупатели в возрасте 26 - 40 лет, которые заявляют интерес на 6 - 8 видов отдыха из 12, приведенных в таблице.
В результате опроса потребителей туристского продукта, получены сведения о намерениях посетить ту или иную страну в зависимости от пола и семейного положения туристов приведены в таблицах 4 и 5.
Таблица 4. Предпочтения стран выезда в зависимости от пола туристов
Страна |
Соотношение (муж./жен.) |
Образ |
Великобритания |
1:6 |
Подавляюще женственный |
Греция |
1:3 |
Женственный |
Италия, Франция, Турция |
1:2 |
Преимущественно женственный |
Испания, Канары, Кипр, СНГ |
1:1 |
Нейтральный |
Германия, Израиль |
2:1 |
Преимущественно мужской |
1 2