Анализ безубыточности функционирования предприятий ЖКХ
задолженности за энергоресурсы (электро- и теплоэнергию, газ, мазут, уголь) субъектам естественных монополий;
задолженности бюджетам всех уровней по налогам, сборам и начисленным неустойкам;
задолженности по платежам в государственные внебюджетные фонды.
К сожалению, мероприятия по инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности лишь подтвердили наличие проблемы, но не привели к устранению причин ее возникновения и не позволили в полной мере реализовать программы финансового оздоровления организаций ЖКХ .
С принятием нового Жилищного кодекса, внесением изменений в ряд нормативно-законодательных актов, подготовкой проектов федеральных законов «Об особенностях регулирования оборота имущества в сфере коммунального хозяйства», «Об инвестиционных соглашениях в сфере коммунального обслуживания» часть причин дестабилизации работы организаций ЖКХ устранена (или будет устранена в ближайшее время). Однако по-прежнему не урегулированы вопросы освобождения организаций от долговой нагрузки и определения механизмов, обеспечивающих формирование рынка добросовестной конкуренции в отрасли.
Наличие долговой нагрузки субъектов рынка ЖКХ резко ограничивает активность привлечения частных инвестиций в эту сферу, лишает отрасль инвестиционной привлекательности. Доля инвестиций в основной капитал в отрасль ЖКХ по отношению к общему итогу по всем отраслям экономики Российской Федерации с 27,3% в 1994 г. сократилась до 12,1% в 2009 г., т. е. за 15 лет - более чем в 2,2 раза. Естественно, при таком положении дел экономическое состояние и технологическое оснащение организаций ЖКХ продолжает ухудшаться.
Сложившаяся ситуация требует экстренного проведения комплекса мероприятий по финансовому оздоровлению организаций ЖКК , поскольку отдельные несистемные попытки, которые, по большому счету, сводились к увеличению тарифов, не привели к нужному результату. Финансовое оздоровление требует реструктуризации всех видов финансовой задолженности организаций, а также разработки и реализации мероприятий по созданию рыночных отношений в отрасли при условии обеспечения защиты прав и интересов потребителей жилищных и коммунальных услуг. Решение этих задач осложняется тем, что подавляющая часть используемого в ЖКХ имущества находится в ведении муниципальных и государственных предприятий и имеет существенную степень износа. Тем не менее имущество является основным активом отрасли, и именно на его сохранении и модернизации может быть построена система оздоровления.
Главным направлением решения обозначенных проблем и поставленных задач является создание принципиально новых механизмов, которые позволят успешно реализовать ключевые аспекты реформы ЖКХ . Центральное звено этого процесса - разработка и принятие Федерального закона «О финансовом оздоровлении организаций жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации». Согласно закону осуществлять финансовое оздоровление организаций ЖКХ предполагается поэтапно, посредством проведения реструктуризации задолженности и принятия программ финансового оздоровления организаций, направленных на изменение условий их функционирования в целях недопущения ухудшения финансового состояния в будущем.