Оценка влияния организационных изменений на тарифную политику
Финансовое оздоровление жилищно-коммунального хозяйства представляет собой комплекс инструментов и методов укрепления финансов управляющих субъектов ЖКХ и восстановление их утраченной платежеспособности на основе рационализации бюджетной политики, оптимизации бюджетного финансирования, привлечения инвестиций в рамках развития двухуровневой конкуренции и государственно-частных партнерств для финансового обеспечения эффективного управления многоквартирными домами, предоставления высококачественных коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда. Это позволило сформулировать приоритетные направления, составляющие механизм финансового оздоровления ЖКХ (см. табл. 6).
Таблица 7
Приоритетные направления финансового оздоровления жилищно-коммунального комплекса
Инструменты и методы финансового оздоровления (восстановления платежеспособности) |
Направления финансового оздоровления |
Меры, направленные на сокращение расходов и уменьшение убытков |
Развитие конкуренции в сфере управления многоквартирными домами на основе пообъектного учета затрат и рационального ресурсопотребления |
Создание эффективной системы тарифного регулирования | |
Сокращение бюджетного финансирования предприятий жилищно-коммунального комплекса и повышение эффективности расходования бюджетных средств | |
Реструктуризация и ликвидация задолженности убыточных предприятий жилищно-коммунального комплекса | |
Меры, направленные на увеличение финансовых ресурсов |
Создание благоприятных условий для взаимодействия власти и бизнеса в коммунальном секторе (привлечение инвестиций) |
Поиск дополнительных источников финансирования инвестиционных программ отраслевого развития и эффективное управление инвестициями |
На основе этого могут быть предложены методические подходы к построению тарифов на коммунальные услуги, в частности, описан алгоритм построения тарифа для коммунального предприятия, и даны методические рекомендации по расчету тарифа с учетом требований действующего законодательства.
Предложенный алгоритм формирования тарифа на коммунальные услуги базируется на нахождении компромисса между потребностями предприятий ЖКХ и возможностями бюджета, а также возможностями средней семьи по оплате соответствующих услуг. В основе формирования тарифов лежат два крупных блока: определение экономически обоснованного тарифа, обеспечивающего возмещение затрат предприятий ЖКХ (цены производства услуги - тариф «на ресурсы») и определение цены для конечного потребителя (тариф «на услуги»). Расчет цены производства жилищно-коммунальной услуги основан на потребности предприятия в общей сумме доходов, которая складывается из общей суммы плановых затрат (потребности предприятия в финансовых средствах на текущую деятельность) и прибыли, необходимой для обеспечения развития, накопления и потребления, уплаты налогов и других обязательных платежей. При определении цены для потребителя основными показателями выступают оценка платежеспособного спроса населения, а также оценка возможностей бюджета на дотирование отрасли.