Численность младшего менеджерского персонала и киоскеров
Что касается киоскера, то здесь очень просто рассчитать необходимую численность - на площади киоска помещается всего один человек и по тем функциям, что он выполняет (я не буду их здесь описывать), одного человека в рабочую смену оказывается вполне достаточно. Значит, для работы фирмы требуется всего два сотрудника (смена - "два через два").
Для определения численности менеджеров уже потребуется другой расчет и для этого необходимо проанализировать работу, выполняемую этими сотрудниками:
Их непосредственной, основной задачей - функцией - являлась продажа билетов на экскурсию. Процесс продажи включал в себя несколько этапов:
привлечение внимания прохожего туриста;
реклама, объяснение предлагаемой услуги;
выписывание билета, денежный расчет, отметка в отчете;
конечные разъяснения о месте нахождения автобуса, проведение к автобусу;
связь с киоскером и отметка о проданном билете.
В общей совокупности данная процедура могла занять от пяти до пятнадцати минут. Количество билетов могло варьировать от одного до шести (в среднем). При этом надо уточнить, что работа менеджера зависела не только от скорости объяснения и выписывания, хотя это тоже имеет значение, но и от типа клиента: для себя я всегда делила туристов на "готовых" и "потенциальных": первые приходили к нам с четким осознанием того, что им нужно и не требовали долгих консультаций (как правило, это были наши постоянные клиенты). Вторые не ориентировались ни в предлагаемых услугах, ни в собственных предпочтениях и требовали весьма долгого разъяснения сути экскурсии. Ввиду этих обстоятельств численность менеджерского состава отчасти определялась работой предыдущей смены - количеством наработанных "готовых" клиентов и опытным числом "потенциальных". Предыдущая смена анализировала поток людей на Невском проспекте и могла спрогнозировать увеличение числа конкретных запросов или, наоборот, падение интереса к нашим услугам, в последнем случае принималось решение о выводе дополнительной единицы.
Для того же, чтобы рассчитать общую численность необходимого состава можно использовать таблицу 3 и определить техническую цифру персонала по формуле, приведенной в книге Кабушкина Н.И. "Основы менеджмента" на странице 123:
где, - общая потребность в кадрах,
- количество рабочих операций i плановом периоде,
- затраты времени на единицу продукции i в минутах,
- нормативное (тарифное) рабочее время планового периода в часах,
- потери времени в часах.
Количество рабочих операций мы можем представить через общее число билетов, которое необходимо выписать менеджерам за день (из таблицы 3). При этом надо учесть, что никогда не бывает ситуации, что все билеты приходится выписывать по одному, как правило, их приобретается сразу несколько, поэтому для расчета нашей формулы мы сумму билетов будем делить на три, это устранит расхождение и позволит избежать необходимости учитывать предпродажу билетов в киоске.
Через различные затраты времени мы можем рассчитать минимальное и максимальное количество менеджеров. Нормативное рабочее время составляет:
Сезон: будни - с 9.00 - до 16.30 и один час на набор ночной экскурсии = 8,5 часов;
1 2