Повышение качества разработки и принятия управленческих решений
Недостаточное качество в значительной степени обусловлено игнорированием рациональной технологии разработки и принятия управленческих решений. Поэтому при обучении лиц, принимающих решения (ЛПР), их внимание нужно заострять на основных проблемных моментах, таких как необходимость соблюдения рациональной процедуры принятия решения, четкость постановки проблемы, самоценность варианта управленческого решения.
Отечественные менеджеры зачастую останавливаются на первом приемлемом варианте управленческого решения, в то время как можно выработать и другие, значительно более подходящие. При их обучении внимание нужно акцентировать на том, что на этапе выработки управленческого решения необходимо создавать как можно больше вариантов, не осуществляя при этом оценку, и только потом оценивать альтернативы. Отечественной системе образования, касающейся принятия управленческих решений, целесообразно использовать соответствующий зарубежный опыт: лучше всего человек учится на исключениях и ошибках. Однако отечественные компании и школы бизнеса, которые готовят для этих компаний кадры, редко говорят о том, как важно учитывать отрицательный опыт. В программу следует включить рассмотрение таких ситуаций, которые в большинстве своем ведут организацию к катастрофе.
Чтобы предотвратить самые распространенные ошибки, отечественные бизнес-тренеры должны особое внимание уделять анализу решений, принимаемых в условиях значительной неопределенности конечного результата:
при организации нового бизнес-проекта;
при существенных изменениях конъюнктуры рынка, когда компании необходимо реагировать на обновление бизнес-среды;
в процессе управления слияниями и поглощениями компаний;
в результате усиления конкурентного давления.
На уровне субъекта предпринимательской деятельности целесообразно вести регулярную работу по сбору и систематизации информации о наиболее распространенных ошибках сотрудников и подразделений. Эти данные могут предоставляться группам, работающим над сходными проектами, включаться в программу повышения квалификации, в ознакомительные программы для новых сотрудников, корпоративные издания и публичные речи руководства. Признавая и обсуждая ошибки, руководитель делает их частью корпоративной культуры, чем создает в организации атмосферу, которая будет способствовать открытому общению, самообучению сотрудников, инновационному подходу к решаемой задаче.
Для формирования полноценной мотивации сотрудников компании целесообразно своевременно и регулярно информировать их о направлениях ее деятельности, стратегии, социальной политике, о новых проектах и задачах, об изменениях, происходящих между компанией и обществом.
Мы предлагаем следующие основные пути повышения качества разработки и принятия управленческих решений при обучении менеджеров:
соблюдение рациональной процедуры принятия решения;
четкая постановка вопроса;
признание самоценности каждого варианта управленческого решения;
рассмотрение ярких примеров чужих ошибок;
применение принципов бенчмаркинга. Это возможно осуществить:
в программах обучения менеджменту в средних и высших учебных заведениях;
на курсах переподготовки и повышения квалификации;
в программах для новых сотрудников;
в корпоративных изданиях;
на сайте компании.
.Развитие систем управления
Также мы предлагаем целенаправленно развивать в компании систему корпоративного управления:
а) формировать ясную информационную политику и систему внутренней документации, которые определяют принципы, классификацию и каналы циркулирования информации в компании;
б) предоставлять достаточную информацию о кандидатах в совет директоров (при их выдвижении), о членах совета директоров и топ-менеджерах;
1 2