Создание корпоративной культуры
В успешных компаниях действует механизм саморегуляции, который уже на начальном этапе нейтрализует несостоятельные стратегии. Поскольку каждая компания отягощена грузом своего прошлого, практически невозможно выяснить все ее потенциально слабые места. Вместо этого нужно сделать акцент на создании корпоративной культуры, которая будет побуждать членов организации задавать вопросы, чутко реагировать на происходящие изменения и быть открытыми и восприимчивыми ко всему новому. Каждый руководитель должен приучить и себя, и подчиненных постоянно выверять и корректировать свои исходные установки в режиме реального времени.
Результаты исследований показывают, что многие руководители недооценивают корпоративную культуру как ключевой фактор эффективности компании. Мы считаем, что вопрос создания корпоративной культуры необходимо включить в общую стратегию. Принципы создания корпоративной культуры, основанные на анализе проблем предпринимательских структур в этой области и адаптации успешного зарубежного опыта к менталитету российского работника, представлены на рисунке 3.
Первый шаг на пути формирования корпоративной культуры состоит в использовании соответствующих методов рекрутинговой диагностики. Занижая культурную планку при наборе персонала, работодатель рискует столкнуться с неподобающим поведением сотрудников (вплоть до пьянства и воровства на рабочем месте), нарушениями дисциплины или конфликтами в коллективе. Из-за серьезного различия менталитетов копирование эффективной корпоративной культуры зарубежных компаний не даст ожидаемых результатов - необходима ее адаптация к отечественным условиям. В первую очередь нужно учесть ориентацию наших соотечественников на собственное мнение и представление о правильности и справедливости. Чтобы избежать ситуации "лебедь, рак и щука" из известной басни, при рекрутинговой деятельности большое внимание следует уделять совпадению норм и ценностей работника и организации.
Рис. 3. Принципы создания корпоративной культуры
Практика свидетельствует, что выполнение несложных рекомендаций по культуре поведения способно преобразить компанию - сделать коллектив сплоченнее, создать в нем благоприятную психологическую атмосферу, развить у сотрудников лояльное отношение к организации. Последнее очень важно, так как лояльный сотрудник всегда стремится быть честным и искренним, переживает и беспокоится за успехи компании, хочет выполнить свою часть работы наилучшим образом и даже готов приносить определенные жертвы ради успехов компании, испытывая чувство гордости за ее победы. Правда, владельцам отечественных компаний на всеобщую преданность работников рассчитывать не приходится. Согласно исследованию социологической службы компании "Taylor Nelson Sofres", российский персонал занимает одно из последних мест в Европе по лояльности к компаниям-работодателям.
Понятие "идея" очень важно, оно лежит в основе культуры и значительно облегчает ее внедрение в коллектив. Кроме того, именно для российского работника крайне важна идеологическая подоплека деятельности компании, он должен четко понимать, что и для чего он делает, кому деятельность компании и его самого приносит пользу. Стандартный набор инструментов, используемых для этого (причина существования, цель деятельности компании, ее "изюминка", идея-миссия, стратегические ориентиры развития), должен быть сформулирован таким образом, чтобы было ясно, какую пользу приносит компания своей деятельностью, и не только для конкретного работника или персонала в целом, но и для общества, региона, а может быть, и страны.
1 2