Методы оценки конкурентоспособности предприятия
Наряду с теоретическими исследованиями сущности конкуренции и конкурентоспособности в экономической литературе давно обсуждается проблема практической оценки конкурентоспособности. Можно констатировать, что в вопросах оценки конкурентоспособности продукции на сегодняшний день достигнуты определенные успехи, разработаны вполне приемлемые методики оценки конкурентоспособности идентичных товаров и услуг. Сложнее дело обстоит с оценкой конкурентоспособности предприятий. Несмотря на то, что определенные шаги в этом направлении предпринимались и предпринимаются, универсальной методики комплексной оценки конкурентоспособности предприятия в настоящее время нет.
В то же время потребность в оценке конкурентоспособности того или иного предприятия существует. Изучение конкурентов и условий конкуренции в отрасли требуется предприятию в первую очередь для того, чтобы определить, в чем его преимущества и недостатки перед конкурентами, и сделать выводы для выработки предприятием собственной успешной конкурентной стратегии и поддержания конкурентного преимущества. Определение конкурентоспособности предприятия является неотъемлемым элементом деятельности любого хозяйствующего субъекта.
В настоящее время, как правило, для оценки конкурентоспособности используют один из двух подходов: квалиметрический (основанный на определении соотношения качества продукции и цены ее потребления) или маркетинговый (основанный на оценке показателей рыночной ситуации).
В ходе оценки конкурентоспособности, используя квалиметрический подход, проводится сравнение качества продукции исследуемого предприятия с качеством эталонных образцов (базовой моделью) или качеством аналогичной продукции предприятий-конкурентов. Основными методами квалиметрического подхода к оценке конкурентоспособности считаются дифференцированный метод расчета относительных показателей конкурентоспособности и комплексный метод.
Маркетинговый подход к оценке конкурентоспособности продукции заключается в определении показателей рыночной ситуации (индекс роста объемов продаж, эффективность маркетинга и другие), показателей конкурентной ситуации (показатели, характеризующие долю предприятия на рынке и относительную долю рынка) и показателей изменения рыночной ситуации (позволяют составить прогноз того, как в будущем изменятся конкурентные преимущества на рынке).
Отдельного внимания заслуживает матричный метод оценки конкурентоспособности предприятия. В прямоугольной системе координат строится матрица: по горизонтали откладываются темпы роста (сокращения) количества продаж в линейном масштабе, по вертикали - относительная доля товара (услуги) на рынке. Наиболее конкурентоспособными считаются предприятия, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке (см. рисунок 1.4).
Рисунок 1.4 - Оценка конкурентоспособности предприятий матричным методом
Данный метод при наличии полной и достоверной информации об объемах реализации обеспечивает высокую репрезентативность оценки, однако он не раскрывает причины происходящего.