Доминирующие стратегии разрешения библиотечных конфликтов будущими библиотекарями
Категория сотрудников библиотек, не имеющих библиотечного образования, неоднородна. Это люди, волею обстоятельств оказавшиеся на библиотечной работе. Такие лица рассматривают библиотечную работу как временное явление, неудачу в их профессиональной биографии и поэтому чаще всего пренебрежительно относятся к библиотечному делу и не стремятся его изучить. Работа в библиотеке для них - отбытие службы ради получения пусть и небольшой, но все же зарплаты. Очевидно, что такие сотрудники своим отношением к библиотечному делу не могут не вызывать негативных реакций тех членов коллектива, для которых оно - профессия. Важно понимать, что недопустимо формировать библиотечный коллектив, в котором преобладают неспециалисты, то есть непрофессиональный коллектив, что впоследствии станет одним из источников конфликта.
Высшие учебные заведения уделяют много времени и сил, чтобы будущие библиотекари научились с достоинством и без потерь выходить из лабиринта конфликтных ситуаций, а также овладели профессиональным мастерством предупреждения библиотечных конфликтов. Ведь задача состоит не в уходе от конфликта, который потенциально возможен в человеческих отношениях, а в понимании и распознавании библиотечного конфликта, определении особенностей его протекания и управлении им с целью получения наилучшего результата.
Самое важное в конфликте - выбор стратегии его разрешения (стиль поведения). Конфликтологи выделяют пять типовых стратегий поведения в зависимости от конкретной ситуации.
Стратегия «соперничество, конкуренция» - открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции. Она эффективна, когда результат важен для обеих сторон, причем их интересы противоположны, или когда нужно принципиально решить проблему. Это стиль жесткий, в котором действует принцип «в конце останется только один», и опасный, поскольку есть риск проиграть. Эту стратегию следует избирать, когда:
· вы обладаете большими возможностями (властью, силой и т.п.), чем оппонент;
· нужны быстрые и решительные меры в случае непредвиденных и опасных ситуаций;
· нечего терять (да и выбора особенно нет);
· исход очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на своё решение возникшей проблемы;
· вы обладаете достаточным авторитетом для принятия решения, и представляется очевидным, что предлагаемое вами решение - наилучшее;
· приходится «работать» на глазах у других людей, мнение которых важно.
Стратегия «игнорирование, уклонение от конфликта» - стремление выйти из конфликтной ситуации, не устраняя ее причин. Она эффективна, когда необходимо перенести решение проблемы на более позднее время, чтобы основательно изучить ситуацию или найти необходимые доводы и аргументы. Рекомендуется при разрешении конфликта с руководством. Эту стратегию следует избирать, когда:
· отстаивание своей позиции непринципиально или предмет разногласия более существенен для оппонента, чем для вас;
· наиболее важной задачей является восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта как таковое;
· открывается вероятность появления более сложных проблемных ситуаций по сравнению с той, которая рассматривается сейчас;
· в ходе конфликта вы начинаете понимать, что неправы;
· проблема кажется безнадёжной;
· отстаивание своей точки зрения требует много времени и значительных интеллектуальных усилий;
· вас не особо волнует результат;
· существеннее важнее сохранить с кем-то хорошие взаимоотношения, чем отстаивать свои интересы;
· пытаться немедленно решить проблему опасно, поскольку открытое обсуждение конфликта может только ухудшить ситуацию.
Стратегия «приспособление» - изменение своей позиции, перестройка поведения, сглаживание противоречий, поступаясь иногда своими интересами. Внешне это может выглядеть так, что вы принимаете и разделяете позицию оппонента. Данная стратегия близка к стратегии «игнорирование». Этот стиль поведения применяют в случаях, когда:
· проблема непринципиальна;
· есть необходимость сохранить хорошие отношения с противоположной стороной
· нужно выиграть время;
· предпочтительнее одержать моральную победу над оппонентом, уступив ему.
Стратегия «компромисс» - урегулирование разногласий через взаимные уступки. Более продуктивным разрешением конфликта есть компромисс. Эта стратегия предпочтительна в случае, когда невозможно одновременно выполнить то, что хотят обе стороны. Её варианты - принятие временного решения, корректировка первоначальных целей, получение определенной части во избежание потери всего. На опыте многовековой истории можно проследить, что две удовлетворенные стороны реже вступают в новый конфликт и, маловероятно повторение того же прецедента. Данная стратегия применяется, когда:
· у оппонентов равно убедительные аргументы;
· необходимо время для урегулирования сложных проблем;
1 2