Цели и целеполагание. Стратегическое планирование
Цель -
согласно Маккею, это мечта, которая должна осуществиться к точно определенному сроку. Цель - это описание будущего состояния объекта управления, которое является для него желательным и на достижение которого направлена его деятельность.
Требования к целям:
) Она должна быть достижима и реальна
) Гибкость цели
) Измеримость
) Сопоставимость
) Конкретность, ясность, четкость
Цели бывают стратегические (5-10 лет), тактические (1-5). По содержанию экономические, социальные, организационные (предусматривающие изменения в структуре организации), технические, научные.
Наиболее общей целью организации является ее миссия, которая отвечает на вопрос о полезности организации для общества и почему организация делает то, что она делает. Миссия определяет все множество ролей организации, раскрывает смысл ее существования и отличие от ей подобных. Миссия формирует имидж организации, способствует созданию единения внутри организации и создание корпоративного духа и создает возможность для более действенного управления организацией на основе иерархии целей.
Планирование - важнейшая функция управления, которая осуществляется путем составления планов работы организации, ее составных частей и работников, основой этого процесса является целеполагание.
Процесс планирования состоит из следующих стадий:
) Постановка целей
) Распределение ресурсов
) Доведение планов до работника
Отличия стратегического планирования от традиционного перспективного планирования:
) При обычном, даже перспективном, планировании цели ставятся достаточно конкретно и используется, как правило, метод экстраполяции
) ПП отвечает на вопрос, что будет делать организация в будущем, исходя из ее деятельности в прошлом; а стратегическое - что организация должна делать в настоящем, чтобы достичь желаемых целей в будущем, исходя из того, что окружение будет неизбежно меняться; здесь используется метод сценариев;
) При планировании выработка программы действий начинается с анализа внутренних ресурсов организации, а при стратегическом - как внутренних, так и внешних воздействий.
Основные элементы стратегического управления:
) Миссия
) Видение - картина того состояния бизнеса, которое может быть достигнуто в отдаленном будущем
) Стратегические цели (стратегия)
) Деловые стратегии
) Стратегии функциональных подразделений
Этаны стратегического планирования:
) Анализ среды
) Формулирование миссии и выбор стратегии
) Выполнение стратегии
Основные методы использования стратегического планирования. PEST = STEP (политические, экономические социальные и технические факторы), SWOT (strong, weakness, opportunity, threat).
Стратегическая гибкость на основе разделения финансовых рисков и на основе разделения ресурсов между отделениями
В дивизиональных структурах существуют наибольшие возможности для сочетания различных элементов организационных структур.
Минусы дивизион. структуры : повышение количества уровней иерархии, постоянный рост, неизбежное дублирование функций. Что может вызвать повышение затраты на административно-управленческие расходы. Возможность внутренних противоречий между отделениями по поводу распределения ресурсов и результатов. Опасность разрастания отделений и бюрократизации. В целом, переход к дивизиональным структурам связан с развитием диверсификации производства, с усложнением внутриорганизационных связей, с динамизмом внедрения технических новшеств и с развитием различных стратегических направлений деятельности.
Матричные структуры, возникли на основе проектных (они временные, матричные существуют постоянно) . Плюсы: гибкость структуры (быстрая перестройка с одного проекта на другой); эффективное решение межфункциональных проблем за счет согласованности вертикальных и горизонтальных связей.
1 2