Организация процесса разработки и принятия управленческих решений
Каждый процесс (в том числе и разработка и реализация управленческих решений) нуждается в организации.
В понятие "организация разработки управленческого решения" включаются мероприятия по совершенствованию совместной работы различных звеньев и подразделений предприятия, а также отдельных его сотрудников в рамках процесса подготовки решения на основе установленных регламентов, инструкций, нормативов, норм ответственности других директивных документов.
Организация разработки управленческих решений включает в себя ряд направлений.
1. Формирование целевых межфункциональных групп, которые создаются на временной основе в составе представителей различных подразделений и уровней управления. При этом реализуется цель использования специальных знаний и опыта работников для решения конкретных и часто сложных проблем.
2. Использование прямых горизонтальных связей без подключения высшего руководства, что сокращает сроки разработки, повышает ответственность и мотивацию исполнителей
. Формирование вертикальных связей, усиливающих централизацию с соблюдением соподчиненности в разработке решений по исполнителям.
. Применение формальных правил и процедур, что предполагает разработку и принятие на предприятии специальных инструкций (нормативов) по выполнению определенных действий.
. Рационализация структуры решений по масштабу объекта, целевому характеру и по периоду времени.
. Минимизация повторно принимаемых решений.
. Обеспечение процесса разработки решений необходимыми материальными , финансовыми и информационными ресурсами.
. Формирование банка данных решения проблемной ситуации. С этой целью формируются картотеки:
1. карточек проблемных ситуаций, в которых отражается характеристика ситуации, цель принятия решения и существующие ограничения;
2. технологических карт принятия управленческого решения (в которых указываются в логической последовательности результаты мыслительной деятельности по выбору предпочтительного варианта: цели, альтернативы, оценка вероятности реализации и др.)
. карточка решения, которая заполняется на основе технологических карт и содержит ответы на такие вопросы, как:
o причина возникновения проблемы,
o потенциальные последствия непринятия решения,
o лицо, ответственное за принятие решения,
o подразделения и лица, привлеченные к разрешению ситуации,
o первичная информационная база для разработки решения,
o практические мероприятия, проведение которых необходимо для разрешения проблемной ситуации,
o исполнители и лицо, ответственное за реализацию решения.
Структурная карточка решения включает три раздела, в которых последовательно излагаются характеристика ситуации и ее потенциальные последствия; действия и решения, принятые для устранения проблемы; практические меры по выполнению принятого решения.
Наличие такой картотеки позволяет сократить время на выбор рационального решения, упорядочивает работу по его поиску.
9. Обеспечение процесса принятия решений качественной информацией. Информация - сведения об окружающем мире (объектах, явлениях, событиях, процессах), которые уменьшают имеющуюся степень неопределенности, неполноты знаний, отчужденные от их создателя и ставшие сообщениями (выраженными на определенном языке в виде знаков и записанными на материальном носителе), которые можно воспроизводить устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств, например вычислительной техники и т.д.). Основные параметры качества информации - полнота, достоверность, релевантность, интерпретируемость. К основным причинам, ограничивающим достоверность информации, относят множественность и субъективность оценок, вариабельность счетных алгоритмов (например, могут использоваться разные способы расчета амортизации), вариабельность представления - можно показать дебиторскую задолженность в полном объеме, чтобы не ухудшать картину финансового состояния фирмы или уменьшить задолженность, создав резерв по сомнительным долгам. Данные релевантны, если они:
1 2