Методы разработки оргструктур управления
При разработке оргструктур управления разработчики должны руководствоваться следующими принципами:
· определить необходимость единоначалия в данной организации;
· предусмотреть количество уровней в структуре управления;
· разрабатывать пирамиду подчиненности по всей иерархии управления проектируемой оргструктуры управления;
· разработать схему информационных потоков с целью обеспечить информацией каждое рабочее место структурных подразделений;
· создать группу и специальные подразделения по разработке функциональных обязанностей;
· определить формы контроля в проектируемой структуре управления;
· разработать мотивационную модель заинтересованности работников в результатах индивидуального и коллективного труда.
Известно, что организационное проектирование предусматривает деление оргструктуры (организации) на блоки по направлениям деятельности в соответствии с разработанной предприятием стратегией и направлено прежде всего на оптимизацию этой оргструктуры управления.
Оптимизация оргструктуры управления предполагает наличие определенной информации, в частности:
1. общая характеристика объекта управления;
2. цели и задачи управления;
. наличие материальных ценностей у предприятия и поставщиков;
. информационные потоки;
. маршрут движения информационных потоков;
. число уровней управления;
. количество подразделений, входящих в объект управления;
. нормы управляемости;
. квалификация работающих по специальностям и должностям;
. уровень механизации и автоматизации работ.
Оптимизация оргструктур управления предусматривает наличие ряда оценочных параметров:
· затраты на содержание системы управления;
· информационная нагрузка на работающих;
· время на обработку информации;
· затраты времени на производственные работы;
· время на решение задач управления;
· наличие ошибок в управленческих решениях.
По мнению В.Глухова, при разработке структуры управления необходимо учитывать и другие факторы:
Признаки оптимальной структуры
1. Небольшие подразделения с высококвалифицированным персоналом.
2. Небольшое число уровней руководства.
. Наличие в структуре групп специалистов.
. Ориентация графиков работы на потребителей.
. Быстрая реакция на изменения.
. Высокая производительность.
. Низкие затраты.
Влияющие факторы
1. Технология.
2. Внешнее окружение.
. Размер предприятия.
. Стратегия бизнеса.
. Имеющийся персонал.
. Система решений.
. Сложившаяся структура.
Признаки структуризации Функциональное назначение. "Обслуживаемый" продукт. Обслуживаемая группа потребителей. Обслуживаемый регион. Интервал рабочего времени. Количество подчиненных. Обслуживаемый процесс.
В общем видекорпоративный алгоритм разработки оргструктур управления можно выразить в виде схемы (см. рис.3.2 )
Рис3.2 Алгоритм разработки оргструктур управления
Выработка критериев для оценки возможностей организационной структуры управления:
Первым критерием является определение степени способности организационной структуры управления обеспечить получение нормы прибыли.
Второй критерий - степень способности существующей структуры управления обеспечить условия для повышения нормы прибыли за счет мероприятий НТП.
Третий критерий оценки организационной структуры управления - степень способности быстро реагировать на изменение спроса, в соответствии с этим осуществлять действия, направленные на своевременную перестройку производства (особенно когда продукция не пользуется спросом).
Четвертый критерий - степень способности организационной структуры управления обеспечить рост производительности труда за счет подетальной специализации общественного труда и производства.