Методы разработки оргструктур управления
Пятым критерием служит степень эффективности системы производственного контроля при данной организационной структуре управления.
Постараемся рассмотреть альтернативные структуры управления, исходя из данной выше классификации, в отдельных случаях ограничиваясь лишь кратким комментарием или формулировкой понятийного аппарата.
1. Бюрократическая организационная структура. В отличие от понятия "бюрократия" организационная бюрократическая структура - это одна из идеальных структур управления, представляющих собой нормативную модель, к достижению которой предприятия должны стремиться.
Модель предполагает:
1. четкое разделение труда;
2. контроль управления сверху донизу, т.е. каждый нижестоящий руководитель контролируется вышестоящим;
. наличие системы обобщенных правил и стандартов, на основе которых осуществляется управление;
. формализация должностных обязанностей;
. наем работников в строгом соответствии с квалификационными требованиями.
Таким образом, бюрократическую модель управления следует считать классической структурой управления, хотя, как и любая другая структура, она имеет и свои недостатки.
2. Интегральная структура управления
Разрабатывается в целях достижения единства усилий всех структурных подразделений предприятия для выполнения поставленных целей и задач.
В настоящее время все западные фирмы и концерны приняли на вооружение линейно-функциональную организационную структуру управления, которая обладает рядом преимуществ.
Во-первых, она обеспечивает быстрое осуществление действий по распоряжениям, указаниям, дающимся вышестоящими руководителями нижестоящим, чему способствует иерархичность такой структуры управления.
Во-вторых, она предполагает формирование функциональных подразделений на основе их оптимизации, отражающей разделение инженерного труда. Каждый из них выполняет строго определенные функции, а вместе - весь комплекс функций, обеспечивающих бесперебойную работу производства.
В-третьих разделение труда между функциональными подразделениями облегчают работу по повышению деловой квалификации, способствует общему расширению знаний в рамках каждого функционального подразделения в ходе постепенного накопления опыта.
В-четвертых, происходит быстрое осуществление действий по принимаемым распоряжениям, спускаемым "сверху вниз", и быстрее реализовывается обратная связь.
В-пятых, создается возможность для быстрого маневрирования производственными, трудовыми и материальными ресурсами, исходя из задач руководителей верхнего уровня.
Таблица 3.1. Основные концепции бюрократии как формы государственного управления
Теория рациональной бюрократии М.Вебера |
Марксистская трактовка бюрократии |
"Восточная", или "китайская" модель бюрократии |
Современные концепции госслужбы |
Личная свобода служащего. Иерархия должностей. Четкое определение должностных функций. Договорные отношения государства и служащего. Подбор кадров по профквалификации. Должность - единственное занятие служащего. Право служащего на карьеру. Наличие соответствующего правила. Запрет на присвоение доходов от должности. Дисциплина. Контроль. |
Бюрократия - абсолютное зло. Она порождает: 1. Произвол; 2. Корпоративность; 3. Карьеризм; 4. Формализм. Бюрократия падет под тяжестью собственных преступлений, а государство отомрет. В неудачах, ошибках в управлении страной виноваты не лидеры, а госаппарат. |
Отсутствие узкой специализации должностей. Экзамен на лояльность власти. Ограниченность перспектив карьеры. Запрет на личную дружбу среди чиновников, особенно высших. Финансовая зависимость служащих от подданных. Отсутствие гарантий против произвольных увольнений. Наличие секретной полиции для наблюдения за служащими. Отсутствие должности главы правительства. Личная система всех назначений. |
Служащий - главное действующее лицо госслужбы. Служащему должны быть присущи черты: творчество; новаторство; интуиция; самостоятельность. Меняется система функционирования гос. службы: децентрализация; опросы населения о работе госслужбы; заключение договоров с руководителями по обеспечению эффективности службы; коммерциализация госслужбы. |