Сущность системного подхода
В рамках системного подхода организация рассматривается как система, т.е. некая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит вклад в характеристики целого. Возникновение этого общенаучного подхода связано с именем австрийского биолога Л. фон Берталанфи, эмигрировавшего в США в 1930-х годах.
Термин "система" (от греческого слова systema) означает нечто целое, состоящее из взаимосвязанных частей (элементов). К примеру, машина, часы, человек, государство, общество и т.д.
Система - это совокупность взаимосвязанных элементов, объединенных в одно целое для достижения определенной цели.
Под элементом понимается объект, который в рамках данной системы является неделимым.
Под целью понимается некоторый результат (или их совокупность), ради достижения которого элементы связываются в единое целое, это то, что необходимо достичь.
Свойства системы отличаются от суммы свойств ее элементов (синергия).
Системе любой природы присущи следующие свойства.
) Целостность - свойство системы, показывающее, что каждая часть системы так соотносится с каждой другой частью, что изменения в некоторой части системы вызывают изменения во всех остальных частях и в системе целом.
) Коммуникативность - свойство систем, показывающее, что все системы функционируют не в изоляции, а связаны множеством связей с внешней средой.
) Иерархичность - свойство системы, позволяющее рассматривать ее как элемент системы более высокого порядка, а каждый ее элемент может быть также рассмотрен как система.
) Сложность - это одно из свойств системы, состоящее в том, что любая система отличается наличием большого числа элементов; сложным характером взаимодействия между ними; сложностью функций, выполняемых системой; наличием сложноорганизованного управления и др.
) Подвижность - это свойство системы, предполагающее изменчивость параметров функционирования системы под воздействием факторов внешней среды, а также в результате решений, принимаемых участниками взаимодействия.
) Адаптивность - свойство системы, которое состоит в способности системы изменять свою структуру и выбирать варианты поведения сообразно с постоянно меняющимися целями системы и под непосредственным воздействием факторов внешней среды.
Организационная система - это такая система, структурными элементами которой являются люди, осуществляющие преобразование ресурсов этой системы.
Как правило, организационные системы - это сложные многоуровневые системы, состоящие из множества взаимодействующих элементов и подсистем. Организационная система создается для наиболее сложных социально-экономических проблем, требующих скоординированных усилий многих людей, а также значительных затрат ресурсов и информации.
Примеры организационных систем: промышленные предприятия, объединения, отрасли, ассоциации, кооперативы и т.д.
Организационные системы включают трудовые ресурсы, средства производства и другие ресурсы, участвующие в производственной и управленческой деятельности.
В связи с этим организационную систему можно рассматривать как целостную совокупность производственных объединений, объединяемых единством целей, взаимосвязью осуществляемых работ, совместным использованием ресурсов и наличием единого административного органа управления.
Существует два основных типа систем: закрытые и открытые.
- закрытые системы - имеют жесткие фиксированные границы, являются самообеспечивающимися, самодостаточными, не (относительно) зависят от среды, окружающей систему;
- открытые системы - не имеют жестких границ, находятся в постоянном взаимодействии с внешней средой, как правило, имеют механизмы адаптации к изменениям в окружении.
Организация представляет собой открытую социотехническую систему, т.е. включает в себя как технические (механические), так и социальные подсистемы, и функционирует в контексте своего окружения (внешней среды).
В наиболее общем плане модель организации как открытой системы состоит из трёх элементов:
- входы - все, что организация потребляет из внешней среды: материальные, финансовые, трудовые и информационные ресурсы;
- преобразования - комплекс переработки входов, который непосредственно зависит от эффективности управления;
- выходы - результат переработки входов, который может выражаться в конечной продукции (услугах), прибыли, социальном взаимодействии, доле рынка, капитализации, росте и развитии компании, удовлетворенности сотрудников и т.п.
1 2