Оценка эффективности проведения аттестации при переходе к новому облику Вооружённых Сил Российской Федерации
Эффективность использования аттестации, как одной из основных технологий управления персоналом, зависит в первую очередь от степени технологичности самой процедуры и от уровня владения ею командирами и специалистами штаба и кадровых органов, непосредственно осуществляющими процедуру.С другой стороны, отдача от внедрения и использования результатов аттестации зависит от установок командования по отношению к личному составу, от уровня управленческой компетентности и принципов кадровой политики, которыми командование руководствуется. В соответствии с указаниями Министра обороны Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. № 205/2/692 и от 4 февраля 2011 г. № 205/2/62 в 2011 году в войсковой части 26824 была проведена аттестация военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Итоги аттестации показали что, соединение подводных лодок , на современном этапе перехода к новому облику Вооружённых Сил, располагает зрелыми, подготовленными в профессиональном отношении офицерами. Подавляющее большинство из них соответствует занимаемым воинским должностям и активно выполняет свой долг по совершенствованию морской выучки кораблей, боевых частей, дивизионов и служб.Наряду с этим среди незначительной части военнослужащих имели в течение года место негативные явления, связанные с недобросовестным исполнением служебных обязанностей, иждивенческими настроениями, низкой исполнительностью, фактами недисциплинированного поведения и пренебрежения интересами подчиненных. Все это потребовало более принципиальной и конкретной оценки деятельности каждого военнослужащего, с учетом результатов на порученном участке работы.
Для достижения поставленных Министром обороны целей аттестации было обеспечено строгое соблюдение объективности, полностью исключены предвзятость, субъективизм, формально-поверхностный подход к написанию аттестационных отзывов.На служебных совещаниях аттестующим командирам и работникам кадровых органов было разъяснено, что они несут персональную ответственность за содержание аттестационных отзывов на подчиненных, обоснованность оценки и определения их служебной перспективы.С целью придания процессу аттестации гласности были привлечены сотрудники флотских средств массовой информации.Все мероприятия по подготовке и проведению аттестации офицеров корабельного звена находились под постоянным контролем флагманских специалистов штаба и заместителей командира соединения.Особое внимание было обращено на младших офицеров (ввод их в строй и допуск к самостоятельному исполнению должностных и специальных обязанностей, создание условий для их служебного роста, разумное применение дисциплинарной практики, своевременное рассмотрение и разрешение жалоб, заявлений и предложений по кадровым и социальным вопросам). Это позволило в кратчайший срок обеспечить ввод в строй 100 % офицеров - выпускников военно-морских училищ2010 года.Обстановка потребовала нацелить работу аттестационных комиссий на определение дальнейшего служебного предназначения офицеров, назначенных в ходе проведения организационных мероприятий по формированию нового облика Вооруженных Сил Российской Федерации на воинские должности, подлежащие замещению военнослужащими нижестоящего состава. Всесторонне изучив в ходе аттестации их служебную деятельность на данных должностях, фактическое исполнение ими служебных обязанностей, отношение к дальнейшему прохождению военной службы были проведены мероприятия по назначению этих офицеров на высшие вакантные воинские должности. Те из них, кто не устранил недостатки в работе, не пожелал добросовестно служить, на основе аттестационных выводов были представлены к увольнению в запас.Смена места военной службы офицерами Вооруженных Сил не является нововведением. Плановая замена существовала и ранее, но в первую очередь затрагивала военнослужащих по контракту, проходивших военную службу в заменяемых районах: районы Крайнего Севера, приравненные к ним местности, а также районы с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями. В перечень заменяемых подпадали и воинские части, дислоцированные вне пределов Российской Федерации. Замена в других регионах отсутствовала, военнослужащие меняли воинские части только в порядке продвижения по службе либо по семейным обстоятельствам.Современные условия, в которых оказались вооруженные силы, потребовали пересмотра системы ротации офицерских кадров.
Новая Инструкция о ротации офицеров в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденная Министром обороны Российской Федерации 15 апреля 2009 г., существующий ранее порядок перемещения военнослужащих по контракту существенно подкорректировала.Инструкция установила три вида перевода офицеров:- профессионально-должностной, когда офицер назначается на новую воинскую должность без перевода его в другой регион, местность;- территориальный, при котором в обязательном порядке происходит смена места военной службы;- смешанный или комбинированный перевод, предусматривающий назначение военнослужащего на воинскую должность по другой специальности и замену в другую местность, но после профессиональной переподготовки или повышения квалификации.При внедрении в процесс прохождения военной службы понятия ротации аттестация приобрела новое значение. Срок службы на конкретной воинской должности будет составлять, как правило, не более трех лет, а при положительных рекомендациях и с личного согласия, офицера могут переместить на иную воинскую должность и ранее определенных Инструкцией сроков. При этом офицеры младшего командного состава до комбата включительно преимущественно планируется перемещать по службе внутри военного округа или флота. Следовательно, перемещаться по "карьерной лестнице" офицер станет довольно часто, при этом с возможной сменой военно-учетной специальности. Как известно, одной из основных задач аттестации является подбор военнослужащих для назначения на воинские должности, следовательно, процедура аттестации становится ключевой в процессе прохождения военной службы.
1 2