Общие и особенные акмеологические факторы развития профессионализма
· незнание правил здорового образа жизни;
· страхи перед диагнозом;
· недооценка негативных последствий неадекватного отношения к своему здоровью;
· отсутствие поиска и активного выхода из негативных и болезненных состояний;
· переоценка резервов организма;
· недостаточная выраженность психологических установок на здоровый образ жизни.
Близким к данному направлению является исследование методов саморегуляции психических состояний как фактора повышения работоспособности и эффективности деятельности. Высокий уровень саморегуляции является одним из важнейших общих акмеологических инвариантов профессионализма. Умение осуществлять саморегуляцию - важная составляющая профессионализма деятельности.
Акмеологическое понимание психологической саморегуляции состоит в ее рассмотрении как:
· сознательного управления внешней и внутренней активностью;
· деятельности по развитию личностного потенциала;
· владения системой знаний и систематизации индивидуального опыта аутопсихологических технологий.
К примеру, у субъектов управленческой деятельности часто преобладают негативные психические состояния, возникающие вследствие общей нестабильности и неопределенности условий выполнения деятельности, низкого статуса, недостаточного материального обеспечения, действия экстремальных факторов, политизации управления и пр. В акмеологических исследованиях апробированы различные способы саморегуляции психических состояний, повышающих психическую защищенность и работоспособность.
Повышение индивидуальной ресурсности может осуществляться за счет развития конкретных психологических профессионально важных качеств. В частности, эффективность профессиональной деятельности, связанной с анализом информации и принятием ответственных решений, во многом зависит от уровня развития различных видов памяти:
· способности к быстрому запоминанию;
· прочному хранению и точному воспроизведению профессионально важной информации;
· возможности произвольного управления процессами памяти;
· защищенности хранящейся в памяти информации.
Психологическими свойствами эффективной профессиональной памяти являются:
· осмысленность запоминания;
· рациональность;
· направленная избирательность;
· готовность к запоминанию и воспроизведению;
· постоянная психологическая установка на восприятие и запоминание профессионально значимой информации.
Выявлены и получили экспериментальное подтверждение обобщенные приемы запоминания профессионально значимой информации:
· соотнесение запоминаемого материала с уже известной информацией;
· соотнесение запоминаемого материала между собой;
· выделение смысловых опорных пунктов запоминания;
· смысловая группировка материала;
· использование наглядных представлений;
· составление плана запоминаемого материала;
· выделение основного принципа построения материала;
· установление структурных связей.
Данные приемы способствуют существенному развитию данного профессионально важного качества и связанных с ним профессиональных умений.
Развитию профессионализма способствует умение оптимизировать свой личностный временной ресурс.