Общие и особенные акмеологические факторы развития профессионализма
В частности, отмечалось, что не менее 50 % руководителей и менеджеров при выполнении своих профессиональных обязанностей используют нерабочее время. Причем это происходит не только вследствие перегрузок, но и из-за недостаточных умений рационально его использовать. Использование своего временного ресурса зависит прежде всего от целеполагания, то есть следующих умений:
· четко ставить цели, определять их значимость;
· выявлять главные системообразующие факторы;
· выстроить очередность выполнения профессиональных задач.
К этому можно добавить зависимость временного ресурса от следующего:
· от познавательных способностей;
· от профессионального опыта;
· от характеристик образной сферы личности, проявляющихся в умении хорошо представлять исходы тех или иных ситуаций, строить точные мысленные сценарии.
Существует несколько основных стратегий использования временного ресурса:
· хронологическая стратегия;
· стратегия позитивного отбора;
· стратегия негативного отбора.
Последние касаются планирования порядка выполнения дел и строятся по критериям срочности, значимости и перспективы.
Между высокой эффективностью использования личного временного ресурса и некоторыми личностно-профессиональными качествами, такими как креативность, гибкость, толерантность, способность переносить большие нагрузки, существуют тесные связи. Тесная связь отмечена между пониманием физиологических закономерностей изменения работоспособности и оптимизацией личностных временных ресурсов. Низкая эффективность деятельности и нерациональное использование временных ресурсов коррелирует с такими качествами личности, как тревожность, неуравновешенность, депрессивность, повышенная чувствительность к чужому мнению. Разработаны специальные акмеологические тренинги, а также система рекомендаций по рациональному использованию своего временного ресурса.
Проблема моральной нормативности поведения и отношений в контексте особенностей развития профессионализма стала объектом специальных акмеологических исследований совсем недавно.
Моральная нормативность обычно представляется как результат действия социально-экономических и исторических условий и факторов, но при этом недооценивается роль субъективных факторов. В акмеологических исследованиях были определены ее личностные корреляты и детерминанты, которые влияют на продуктивное личностно-профессиональное развитие.
В соответствии с концепцией кумулятивно-факторных причин моральная нормативность формируется под влиянием преломления в субъективном пространстве жизненного пути человека, его окружения, условий и обстоятельств развития, но особенно велика ее роль в детские годы.
На моральную нормативность влияют также социальные нормы, эмоциональные переживания, рациональное осмысление ситуаций и событий. Связь моральной нормативности и интеллекта неоднозначна: высокой моральной нормативностью обладают настоящие профессионалы с высоким уровнем интеллекта (проявление личностных принципов) и лица с инертностью и ригидностью мыслительных процессов (в силу этих обстоятельств они сильно зависимы от группы и поэтому последовательно придерживаются групповых моральных норм).