Анализ подготовки, переподготовки и карьерного роста работников в ООО «Строник»
Основная задача обучения, подготовки и переподготовки работников заключается в удовлетворении потребностей предприятия в квалифицированных работниках и создании основы для дальнейшего стратегического развития предприятия.
В качестве критериев профессиональной пригодности принимаются:
соответствия знаний и навыков работника требованиям, предъявляемым к данному виду профессиональной деятельности (специальности, должности);
соответствие характера и личных качеств работника профессионально важным качествам для осуществления определенного вида деятельности (оценка пригодности работника к определенному виду деятельности).
Для подготовки работников на предприятии предусматриваются следующие виды обучения:
.первоначальное профессиональное обучение лиц, не имеющих профессии; подготовка вновь принятых рабочих;
.переподготовка рабочих на другую профессию;
.обучение рабочих вторым (смежным) профессиям;
.повышение квалификации рабочих;
.повышение квалификации руководителей, специалистов и служащих;
.переподготовка руководителей, специалистов и служащих.
Подготовка вновь принятых рабочих на производстве предполагает:
первоначальное профессиональное обучение рабочих, принятых на работу и ранее не имевших профессии;
обучение лиц, имеющих профессию, но не знакомых со спецификой работы в условиях предприятия.
Подготовка вновь принятых рабочих осуществляется:
в учебных центрах по профессиям, связанным с эксплуатацией и обслуживанием оборудования, механизмов и техники, находящихся под контролем Госгортехнадзора (иных государственных контролирующих организаций);
на предприятии, по остальным профессиям (по программам теоретического и практического обучения, разработанным специалистами предприятия).
Подготовка новых рабочих проводится по формам обучения:
индивидуальной;
курсовой.
При индивидуальной подготовке:
теоретический курс рабочий изучает самостоятельно и путем консультаций у преподавателей;
производственное обучение проходит индивидуально под руководством инструктора производственного обучения на рабочем месте.
В процессе обучения оформляются:
«Карточка учета теоретического обучения»;
«Карточка учета производственного обучения».
При курсовой подготовке обучение осуществляется в учебной группе численностью не менее 3-х человек на курсах, организуемых ОК или подразделениями.
В процессе обучения преподавателем ведется «Классный журнал».
«Классный журнал» оформляется на каждую учебную группу.
Формы учебных журналов и порядок их заполнения соответствуют требованиям, принятым в системе высшего, среднего и профессионального образования. Контроль правильности ведения журнала осуществляет инженер по подготовке кадров.
Учебная программа ООО «Строник» представляет собой документ, включающий полный объем необходимых знаний по каждой специальности.
Учебный план представляет собой выборку тем занятий из учебной программы, необходимых для конкретной группы рабочих, соответствующей их первоначальной подготовке.
Учебные планы и программы разрабатываются специалистами предприятия совместно с инженером по подготовке кадров и утверждаются директором ООО «Строник».
Программы теоретического и производственного обучения разрабатываются на основе квалификационных характеристик, с учетом специфики производства или исходя из конкретной целевой задачи обучения.
Независимо от целей и задач обучения учебные программы разрабатываются по единой структуре и включают в себя:
титульный лист;
квалификационную характеристику с указанием уровня квалификации (класс, разряд, категория);
учебный план с программой теоретического и производственного обучения.
Учебный план предусматривает наименование и последовательность изучения курсов и предметов, распределение времени на теоретическое и производственное обучение, консультации и квалификационные экзамены.
Учебный план теоретического и производственного обучения должен содержать наименования тем программ с указанием времени обучения, отведенного на каждую тему.
Рабочие, успешно закончившие курс теоретического и практического обучения в процессе курсового или индивидуального обучения на производстве, сдают квалификационные экзамены.
Для приема экзаменов создаются квалификационные комиссии:
заводские комиссии (приказом по предприятию) - для профессий, определенных требованиями Госгортехнадзора (иных государственных контролирующихорганизаций);
цеховые комиссии (приказом по предприятию) - по всем остальным профессиям.
На основании «Заключения о выполнении пробной работы» и экзаменационной оценки секретарем комиссии оформляется «Протокол».
Переподготовка (переобучение) рабочих организуется с целью освоения новых профессий высвобождаемыми рабочими, которые не могут быть использованы по своим профессиям в подразделениях предприятия, а также с учетом потребности производства.