Роль службы управления персоналом в организации обучения кадров
Ведущую роль в организации обучения квалифицированных кадров играют кадровые службы. Основные структуры, занятые в организации и осуществлении программ повышения квалификации кадров:
Учебно-методический Совет (УМС), он рассматривает комплексные, перспективные и рабочие программы функционирования студенческого научного общества <http://www.sno.pro1.ru/>(СНО), перспективные направления деятельности по развитию СНО, новые виды обучения и дает рекомендации по их использованию.
Межотраслевые центры обучения (МЦО) (институты повышения квалификации других ведомств, Центр подготовки менеджеров при Российской экономической академии, Институт высших управленческих кадров, Бизнес-школа и т.д.), в которых ведется подготовка и повышение квалификации высших управленческих кадров. Основной задачей таких центров является ознакомление с методами управления производством, экономикой отрасли, социально-психологическими методами управления трудовыми коллективами и др. При этом комплектация центров слушателями ведется Управлением кадров и социального развития отрасли.
Факультеты повышения квалификации (ФПК) функционируют при ряде высших учебных заведений. Тематика обучения на этих ФПК определяется предложениями производственных подразделений, развитием экономики, техники и технологии отрасли.
Курсы повышения квалификации выполняют задачу повышения квалификации менеджеров. Управленцев знакомят с достижениями в интересующих их областях. Помимо этого изучаются новые формы и методы управления производством. Планирование и комплектацию контингента слушателей проводится с учетом специфики предприятий.
Компьютерный рекламно-информационный комплекс системы непрерывного обучения (РИК) осуществляет разработку, описание и наглядное отображение организационных структур повышения квалификации, отраслевой сети обучения и ее функционирования, комплекс блоков для деятельности служб по организации и планированию обучения кадров.
РИК разрабатывает информационные ролики с краткой аннотацией учебно-методических программ, организационной и нормативно-технической документации. Зрительный образ рекламного ролика подчинен определенной логике, позволяющей подчеркнуть оказываемую обучающемуся услугу, а не источник приобретения знаний.
Обучающийся менеджер в первую очередь узнает сведения о себе и о своих проблемах. Назначение ролика - заставить управленческих работников захотеть приобрести или хотя бы задуматься о приобретении той или иной документации. При этом менеджер должен с первого взгляда осознать, что предлагаемая информация непосредственно касается его интересов. Знакомясь с рекламным роликом, управленцы понимают, что соблюдение рекомендаций, содержащихся в информации компьютерного комплекса, даст им какой-то реальный выигрыш (повышение в должности, прибавку в зарплате вследствие повышения квалификации, приобретения новых знаний и навыков и др.).
В российских организациях разработано большое количество программ повышения квалификации, соответствующих многообразию функций руководителя. Часть программ с модульной формой обучения рассчитана на тренировку профессиональных навыков. Дело в том, что при хорошей теоретической и практической подготовке у менеджера существует потребность в правильной поставке и тренировке конкретных приемов исполнения должностных обязанностей. Особенно широко используется тренинг для закрепления до автоматизма навыков управления в кризисных ситуациях и по особо важным проблемам предприятия.
Как мы видим, процесс обучения занимает одно из первых мест в системе управления трудовыми ресурсами. Одной из важнейших задач руководителя является правильная организация учебного процесса своих сотрудников, как вновь прибывших, так и работающих в организации продолжительное время. В современных условиях, руководителями российских компаний уделяется крайне мало внимания на создание системы подготовки кадров и повышения их квалификации, несмотря на то, что все прекрасно понимают значимость данного этапа «вхождения» и развития сотрудника на предприятии. В следующей главе автор проводит анализ системы подготовки и повышения квалификации кадров одной из ведущих рекрутинговых фирм города Москвы, выявляя при этом, значительные «пробелы» в организации подготовки, обучения и повышения квалификации.