Роль руководителя в организации
Руководитель организации является ее центром, а в управленческой иерархии он стоит на самом верху.
Рассмотрим ключевые роли руководителя, его значение для организации.
Важной задачей руководителя является построение в организации системы коммуникаций, которая должна обеспечивать максимально быстрый и качественный обмен информацией. При проектировании коммуникационной сети нужно исходить из организационной структуры фирмы.
Коммуникационная сеть - это соединение определенным образом участвующих в коммуникационном процессе индивидов с помощью информационных потоков.
Коммуникационная сеть включает в себя потоки посланий или сигналов между двумя или более индивидами.
Создаваемая руководителем сеть состоит из вертикальных, горизонтальных и диагональных связей. Вертикальные связи строятся по линии руководства от начальника к подчиненным. Горизонтальные связи осуществляются между равными по уровням индивидами или частями организации: между заместителями, между начальниками отделов, между подчиненными. Диагональные связи - это связи с другими начальниками и с другими подчиненными. Сеть этих связей создает реальную структуру организации. При этом задача формальной организационной структуры заключается в том, чтобы придать коммуникационным потокам правильное направление. Размеры подразделений в организации ограничивают развитие коммуникационной сети. Если размер группы увеличивается в арифметической прогрессии, то количество возможных коммуникационных отношений возрастает по экспоненте. В зависимости от того, как построены коммуникационные сети, деятельность организации может отличаться большей или меньшей эффективностью.
Важнейшей деятельностью руководителя является разработка и принятие управленческих решений. Управленческое решение - это обдуманный вывод о необходимости осуществить какие-то действия, связанные с достижением целей организации, либо воздержаться от них.
Принятие решения представляет собой сознательный выбор из имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желательным состоянием организации. Данный процесс состоит из нескольких элементов: проблемы, цели, альтернативы и решения как выбор альтернативы.
В управлении организацией принятие решений осуществляется менеджерами различных уровней и носит достаточно формализованный характер. Выделяют два уровня решений в организации: индивидуальный и организационный.
Принятие решений в организации характеризуется как:
сознательная и целенаправленная деятельность, осуществляемая человеком;
процесс взаимодействия членов организации;
выбор альтернатив в рамках социального и политического состояния организационной среды;
часть общего процесса управления;
неизбежная часть ежедневной работы менеджера.
Принятие правильных решений - это область управленческого искусства. Способность и умение делать это развиваются с опытом, приобретаемым руководителем на протяжении всей жизни.
Руководитель может успешно управлять исполнителями только в том случае, если они будут подчиняться его власти.
Власть - это способность подчинять других людей своей воле, оказывая на них влияние, которое изменяет их поведение в нужную для организации сторону, побуждает более эффективно работать.
Влияние - это любое поведение одного человека, которое вносит изменения в поведение, отношение, ощущение и т.п. другого человека Руководители должны оказывать влияние таким образом, который легко предсказать и который ведет не просто к принятию данной идеи, а к действию - фактическому труду, необходимому для достижения целей организации.
Наиболее сильным влияние будет тогда, когда исполнитель высоко ценит ту потребность, которой апеллируют, считает важным ее удовлетворение или неудовлетворение и думает, что его усилия обязательно оправдают ожидания руководителя.