Роль руководителя в организации
Вознаграждая подчиненного, руководитель использует это как источник власти. В зависимости от ожидаемого уровня компенсации, получаемой от руководителя в форме благодарности, продвижения, премии, дополнительного отпуска и т.п., подчиненный прилагает те или иные усилия для выполнения указания или распоряжения. Власть вознаграждения - это один из самых древних, широко используемых и эффективных источников власти в организации.
Принуждение как источник власти строится на реализации руководителем своей способности влиять на поведение подчиненного посредством наказания, выговоров, штрафов, понижения в должности, увольнения и т.п. Подчиненные следуют указаниям, т.к. боятся быть наказанными. Поэтому в основе восприятия данного источника власти лежит страх. Современная практика показала, то страх ограничивает инициативу, творчество и может привести к свертыванию работ.
Власть над ресурсами заключается в регулировании руководителем доступности ресурсов организации. Руководители высших эшелонов власти контролируют распределение ограниченных ресурсов и тем самым подкрепляют свое право на власть.
Власть связей строится на способности индивида воздействовать на других людей через воспринятую ими ассоциацию этого индивида с влиятельными людьми как в организации, так и вне ее.
В основе лидерства лежат отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе. Лидерство является одним из важных механизмов реализации власти в группе и одним из самых эффективных. В практике управления лидерство - это способность эффективно использовать все имеющиеся источники власти для превращения созданного для других видения в реальность. Лидеры используют власть как средство в достижении целей группы или организации.
Различие власти и лидерства состоит в совместимости целей. Для существования власти не обязательно требуется совместимость целей. Лидерство, чтобы реализоваться, требует определенного соответствия между целями лидера и тех, кто за ним следует.
Лидерство предполагает использование власти. Сама власть может строиться на личностных качествах или на занимаемой позиции в организации. Власть - это двусторонние отношения между лидером и подчиненными и между лидером и его начальником. Поскольку эффективность лидерства зависят от объем и типа власти, которые лидер использует в отношении, как подчиненных, так и своего начальника, то важным является вопрос: какие источники власти и как их необходимо использовать, чтобы добиться большей эффективности. Проведенные исследования свидетельствуют, что работники признают наиболее вескими причинами для подчинения право на власть и экспертную власть, далее по силе влияния идут вознаграждение, власть примера и на последнем месте - принуждение. Наибольшее влияние на результаты труда оказывают экспертная власть и власть примера, которые качественно отличаются от права на власть, власти вознаграждения и принуждения. В результаты исследований показывают, что лидеры используют по-разному разные источники власти в зависимости от ситуации.
Конфликт - это отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона в ситуации конфликта делает все, чтобы принята была ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.
Функционирование любой организации невозможно без возникновения конфликтов. Во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, лает дополнительную информацию, помогает выявить большее количество альтернатив или проблем. Это делает процесс принятия решений более эффективным, а также дает возможность людям выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти. Это также может привести к более эффективному выполнению планов, стратегий, проектов, поскольку обсуждение различных точек зрения на эти документы происходит до их фактического исполнения.