Роль руководителя в организации
Таким образом, конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективности организации. Или он может быть дисффункциональным и приводит к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта зависит от того, насколько эффективно им управляют.
Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя.
С точки зрения причин возникновения можно выделить три типа конфликтов:
конфликт целей;
конфликт, основанный на расхождении во взглядах;
чувственный конфликт.
Конфликт целей характеризуется тем, что участвующие в нем стороны по-разному видят желаемое состояние объекта в будущем. Существует много методов разрешения таких конфликтов. Второй вид конфликта вызван тем, что участвующие стороны расходятся во взглядах, идеях и мыслях по решаемой проблеме. Разрешение таких конфликтов требует большого количества времени. Третий тип конфликта - чувственный конфликт - появляется в ситуации, когда у участников различны чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений друг с другом как личностей. Такие конфликты труднее всего поддаются разрешению, так как в их основе лежат причины, связанные с психикой личности.
Разрушительные последствия конфликта возникают, когда конфликт либо очень мал, либо очень силен.
В случае, когда конфликт недостаточно велик, чаще всего он остается незамеченным и не находит тем самым своего адекватного разрешения.
Конфликт, достигший сильного состояния, часто сопровождается развитием у его участников стресса. Это в свою очередь ведет к снижению морали и сплоченности. Разрушаются коммуникационные сети. Решения принимаются в условиях сокрытия или искажения информации и не обладают достаточной мотивирующей силой.
Конструктивная сторона ярче появляется, когда конфликт по уровню достаточен для мотивации людей. Обычно такие конфликты возникают на основе различия в целях, объективно обусловленных характером выполняемой работы. Развитие такого конфликта сопровождается активным обменом информации, согласование различных позиций и желанием понять друг друга. В ходе обсуждений вырабатывается компромиссное решение, основанное на творческом и инновационном подходе к проблеме. Такое решение приводит к более эффективной работе в организации. Наличие у конфликта позитивных свойств нередко служит причиной того, что такого рода конфликты искусственно встраиваются в структуру организации, чтобы получить нужный положительный результат.
Существует шесть уровней конфликтов в организации:
внутриличностный конфликт;
межличностный конфликт;
внутригрупповой конфликт;
конфликт меду личностью и группой;
межгрупповой конфликт;
внутриорганизационный конфликт.
Внутриличностный конфликт случается внутри индивида и часто по природе является конфликтом целей или конфликтом взглядов. Конфликтом целей внутриличностный конфликт становится тогда, когда индивид выбирает и пытается достигнуть взаимоисключающих целей. Внутриличностный конфликт приобретает характер конфликта взглядов, когда индивид признает несостоятельность своих мыслей, расположений, ценностей или своего поведения в целом.
Одна из самых распространенных форм - ролевой конфликт, когда одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы.
Межличностный конфликт вовлекает двух или более индивидов, если они воспринимают себя как находящихся в оппозиции друг к другу с позиции целей, расположений, ценностей или поведения. В организации он проявляется как борьба руководителей за ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей.