Принцы преобразовательной концепции совершенствования
· Пользователями результатов бизнеса компании, которые представляют собой особую группу. Они являются собственниками компании (акционерами) и часто сильно отличаются от других пользователей результатов бизнеса. Эта категория включает каждого, кто получает выгоду от благосостояния компании.
Если руководитель компании не проникся необходимостью менеджмента качества для успеха в конкурентной борьбе за потребителя, то, как показывает мировая практика, «борьба за качество» останется только лозунгом. Руководитель должен включать аспекты качества в цели компании и поддерживать ее деятельность финансированием качества, моральными стимулами и возможностями ресурсов руководства. Руководитель должен принимать также активное участие в улучшении процесса.
Если руководство не демонстрирует своими действиями, что качество так же важно, как, скажем, стоимость или время поставки продукта, остальные члены коллектива в компании не будут считать вопрос качества одним из главных критериев в оценке их работы со стороны руководства и их внимание к нему будет ослаблено. Таким образом, стратегия качества должна базироваться на непосредственном участии высшего руководства в обеспечении качества, тогда она будет успешной. Вот почему вовлеченность руководства в процесс обеспечения качества, поставлена во главе важнейших элементов, составляющих базу стратегии менеджмента качества.
Руководители организации должны создать в организации такой микроклимат, при котором сотрудники будут максимально вовлечены в процесс достижения поставленных целей.
Принцип главенствующей роли руководства реализуется путем следующих действий:
· активность поведения
· понимание и реагирование на изменения внешней среды
· принятие во внимание потребностей всех участников сделок - владельцев, потребителей, персонала организации, поставщиков, общества
· создание ясного видения перспектив организации
· определение целей и реализация стратегии для достижения целей
· установление разделяемых всеми ценностей и этических принципов на всех уровнях организации
· создание атмосферы доверия и искоренение страха в организации
· обеспечение персонала необходимыми ресурсами и полномочиями в действиях с осознанием ответственности
· вдохновение и поощрение персонала, оценка вклада каждого сотрудника в общее дело
· создание условий для открытых и честных коммуникаций
· обучение персонала, наставничество.
Весь персонал - от высшего руководства до рядового сотрудника - должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. В преобразовательной концепции улучшений персонал рассматривается как главный ресурс организации, которая должна создать все условия для максимального использования его творческого потенциала.
Принцип вовлеченности претворяется в таких действиях и проявлениях, как:
· принятие на себя ответственности за решение проблем
· активный поиск возможностей улучшений
· активный поиск возможностей повышения профессионализма
· добровольная передача знаний и умений в коллективах
· ориентация на создание ценности для потребителя
· рационализаторство и творчество
· лучшее представление организации потребителям и обществу
· энтузиазм и гордость работников от сознания того, что они являются частью организации
При полной вовлеченности сотрудников достигается мощный эффект, при котором совокупный результат коллективной работы существенно превосходит сумму результатов отдельных исполнителей.
Удовлетворение потребителя качественным продуктом является первостепенной задачей каждого производителя. В то же время, как отмечалось, качество продукта является результатом качества процессов, выход которых он осуществляет (качество процесса равно качеству результатов). Поэтому для обеспечения качественного выхода производитель/поставщик должен обеспечить соответствующее качество самого процесса.
Существует две точки зрения на то, что представляет собой процесс:
· процесс - это организация ресурсов
· процесс - это организованная деятельность.