Применение модели платежной матрицы в задачах принятия решений
Развитие любой разумной цивилизации основано на разработке и реализации различного рода решений. Все решения обычно связываются с человеком или организацией. Решения разрабатываются и реализуются людьми с разной степенью профессионализма, поэтому диапазон решений велик - от недостаточно обдуманных до детально рассчитанных.
Решение - это результат мыслительной деятельности человека, приводящий к какому-либо выводу и необходимым действиям. Так, решениями являются какой-либо вывод, сделанный человеком без дальнейших действий, разработка какого-либо действия или выбор действия из набора альтернатив и его реализация.
Решение называется управленческим (УР), если оно, разрабатывается и реализуется для социальной системы и направлено на:
стратегическое планирование деятельности организации;
управление управленческой деятельностью;
управление человеческими ресурсами (активизация знаний, умений, навыков);
управление производственной и обслуживающей деятельностью;
формирование системы управления компании (методология, структура, процесс, механизм управления и техническое обеспечение);
управленческое консультирование;
управление внутренними или внешними коммуникациями.
Процесс подготовки и реализации УР является ответственным, требующим использования теоретических и методических разработок отечественных и зарубежных ученых, а также накопленного и систематизированного практического опыта.
На практике часто приходится сталкиваться с задачами, в которых необходимо принимать решения в условиях неопределенности, т.е. возникают ситуации, в которых две (или более) стороны преследуют различные цели, а результаты любого действия каждой из сторон зависят от мероприятий партнера. Такие ситуации, возникающие при игре в шахматы, шашки, домино и т.д., относятся к конфликтным: результат каждого хода игрока зависит от ответного хода противника, цель игры - выигрыш одного из партнеров.
В экономике конфликтные ситуации встречаются очень часто и имеют многообразный характер. К ним относятся, например, взаимоотношения между поставщиком и потребителем, покупателем и продавцом, банком и клиентом. Во всех этих примерах конфликтная ситуация порождается различием интересов партнеров и стремлением каждого из них принимать оптимальные решения, которые реализуют поставленные цели в наибольшей степени.
При этом каждому приходится считаться не только со своими целями, но и с целями партнера, и учитывать неизвестные заранее решения, которые эти партнеры будут принимать. Для грамотного решения задач с конфликтными ситуациями необходимы научно обоснованные методы. Такие методы разработаны, математической теорией конфликтных ситуаций, которая носит название теория игр.
Для принятия управленческих решений в условиях неопределённости и риска, в частности, для выбора оптимальной ценовой стратегии в условиях неопределённости рыночной конъюнктуры предлагается следующий алгоритм построения модели:
. На основе данных маркетингового исследования определяются возможные состояния рыночной конъюнктуры и возможные стратегии предприятия.
. По результатам данного исследования строится платёжная матрица
Предлагается новый вариант синтеза платёжной матрицы. Ячейки матрицы заполняются прогнозными значениями объёмов продаж. Эти значения определяем методом множественного регрессионного анализа.
Для этого строим модель множественной регрессии в виде зависимости между функцией (объём реализации) и факторами (цена реализации, цена конкурента, себестоимость, расходы на рекламу, индекс потребительских цен и т.д.) и использовать её как прогнозную модель.
=А+а1*X1+а2*X2+а3*X3+а4*X4+а5*X5+ …+ аn*Xn
где:- прогнозный объём продаж;независимые переменные (цена реализации, цена конкурентов расходы на рекламу и т.д.);
А - константа регрессии;
а - коэффициенты регрессии.
. Прогнозные значения объёмов продаж для платёжной матрицы получают варьируя значениями переменных в соответствии с содержанием предлагаемых стратегий и возможных состояний рыночной конъюнктуры (Пm).
Таблица 1
Платёжная матрица
Предлагаемые стратегии |
Возможные состояния рыночной конъюнктуры | ||||
П1 |
П2 |
П3 |
… |
Пm | |
Стратегия 1 |
Y11 |
Y12 |
Y13 |
… |
Y1m |
Стратегия 2 |
Y21 |
Y22 |
Y23 |
… |
Y2m |
Стратегия 3 |
Y31 |
Y32 |
Y33 |
… |
Y3m |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
Стратегия n |
Yn1 |
Yn2 |
Yn3 |
… |
Ynm |