Организация процесса управленческого консультирования в ОАО «Мотор»
Спроектируем конкретную управленческую ситуацию, которая требует вмешательства управленческого консультирования.
В качестве примера - стандартный завод ОАО «Мотор», ориентированный на оборонную промышленность. Ввиду отсутствия заказов, завод переживает далеко не лучшие времена. Управляющий завода - мужчина 60 лет не владеет необходимым для конкурентной экономики арсеналом знаний и методов. Подобный пример был описан известным американским топ-менеджером Ли Якокка в период его работы в корпорации Крайслер. Этот период времени характеризовался экономическим кризисом второй половины XX века, и как показало время, руководство Крайслера все же приняло решение продать рассматриваемый завод, даже не попытавшись улучшить финансовые результаты его деятельности
На современном этапе Россия в целом находится в условиях глубокого системного кризиса. Поэтому в данном случае особое внимание следует обратить на то, каким образом организации выжить в данных условиях. Для этого необходимо разработать концепцию антикризисного управления, в ее основу должен лечь опыт зарубежных стран, а также отдельных компаний. Наиболее важным этапом в антикризисном управлении является разработка и принятие управленческого решения.
Классическое представление о всем антикризисном управлении далеко несовершенно. По сути дела для выхода из кризиса предлагаются стандартные схемы и инструменты. Это является принципиальной ошибкой, так как для решения любой проблемы метод должен соответствовать ей (проблеме).
Для принятия решения в условиях кризиса необходимо понять его природу. Если представить организацию как систему, то тогда кризис представляет собой нарушение взаимосвязей между элементами этой системы (несоответствие задачи, стоящей перед элементом, реальным его действиям).
При этом необходимо отметить, что кризис может проявляться на разных уровнях (макро, микро). Для предотвращения кризиса или для выхода из кризисной ситуации необходимо использовать многомерный (многоуровневый) анализ системы. То есть для того чтобы представить реальную проблему, стоящую перед организацией в условиях кризиса, необходимо попытаться выйти за рамки рассматриваемой ситуации (посмотреть на проблему с другой стороны). Это не может быть реализовано по средствам традиционных методов, они являются стереотипными и не отражают реальной действительности.
Для выхода из кризиса нельзя применять те технологии управления, которые по сути дела и привели в кризисную ситуацию. Особенностью традиционных методов является максимальное упрощение происходящих процессов с целью их скорейшего изучения (анализ и синтез). При этом происходит значительное сужение области возможных решений, так как стереотипное мышление не позволяет выходить за рамки изучаемого объекта. Важную роль в концепции антикризисного управления должны играть методы профилактики кризисов, то есть проблемы необходимо предвидеть заранее и делать все, чтобы они не проявились.
Таким образом, перед лицом, принимающим решение стоит проблема поиска принципиально новых схем принятия управленческих решений.
Такая схема уже существует, она основана на принципах генерирующего мышления и позволяет широко использовать так называемую технологию творческого решения проблем (эвристический подход).
Новая схема разработки и принятия управленческих решений включает в себя следующие основные этапы:
. Фиксация исходной проблемы;
. Расширение проблемно-целевой области;
. Выбор и формулирование ключевых проблем;
. Нормирование и толкование парадокса к каждой ключевой проблеме.
Если проблема уже зафиксирована, то для ее решения необходимо расширить проблемно-целевую область. Расширение проблемно-целевой области является ключевым фактором при решении любой проблемы. Любая проблема состоит из следующих элементов: цель, способ ее достижения, объект, предмет, ограничения и т.п. Смысл расширения проблемно-целевой области состоит в том, что проблему нужно рассматривать в комплексе, то есть рассмотрение, а, следовательно, и решение проблемы будет эффективно тогда, когда будут проанализированы все входящие в эту проблему элементы. Если обозначить решение проблемы как цель. То для достижения этой цели необходимо, чтобы все элементы проблемы были рассмотрены в соответствии с общей целью. Таким образом, решение проблемы можно разбить на несколько, так называемых, осей. Например, ось: Цель - способ, Цель - объект, Цель - ограничения и т.д.