Организационные структуры управления проектами. Виды и типы организационных структур управления проектами
"Управление проектами" - синтетическая дисциплина, объединяющая как специальные, так и надпрофессиональные знания. Специальные знания отражают особенности той области деятельности, к которой относятся проекты (строительные, инновационные, образовательные, экологические, исследовательские, реорганизационные и др.).
Однако подлинно самостоятельной дисциплиной управление проектами стало благодаря знаниям, полученным в результате изучения общих закономерностей, присущих проектам во всех областях деятельности, благодаря методам и средствам, успешно используемым для самых различных проектов.
Методы управления проектами позволяют:
· определить цели проекта и провести его обоснование;
· выявить структуру проекта (подцели, основные этапы работы, которые предстоит выполнить);
· определить необходимые объемы и источники финансирования;
· подобрать исполнителей - в частности, через процедуры торгов и конкурсов;
· подготовить и заключить контракты;
· определить сроки выполнения проекта, составить график его реализации, рассчитать необходимые ресурсы;
· рассчитать смету и бюджет проекта;
· планировать и учитывать риски;
· обеспечить контроль за ходом выполнения проекта и многое другое.
Управление проектами - это приложение знаний, опыта, методов и средств к работам проекта для удовлетворения требований, предъявляемых к проекту, и ожиданий участников проекта.
Чтобы удовлетворить этим требованиям и ожиданиям, необходимо найти оптимальное сочетание между целями, сроками, затратами, качеством и другими характеристиками проекта.
Если попросить менеджера описать, как он понимает свою основную задачу в выполнении проекта, то скорее всего он ответит: "Обеспечить выполнение работ".
Но если задать тот же вопрос более опытному менеджеру, то можно услышать и более полное определение главной задачи менеджера проекта: "Обеспечить выполнение работ в срок, в рамках выделенных средств, в соответствии с техническим заданием".
Именно эти три момента:
· время;
· бюджет;
· качество работ,
находятся под постоянным вниманием руководителя проекта.
Их также можно назвать основными ограничениями, накладываемыми на проект.
Управленческие функции включают основные, базовые виды деятельности, которые должны осуществлять управляющие работники на всех уровнях и во всех предметных областях по проекту.
Функции управления проектом
осуществляются на всех этапах и фазах управления проектом и включают:
· Планирование;
· контроль проекта;
· анализ;
· принятие решений;
· составление и сопровождение бюджета проекта;
· организацию осуществления;
· мониторинг;
· оценку;
· отчетность;
· экспертизу;
· проверку и приемку;
· бухгалтерский учет;
· администрирование.
Управление проектами заключается в составлении плана работ и отслеживании их выполнения.
При этом проект должен быть реализован с максимально возможной эффективностью при заданных ограничениях по времени, денежным средствам (и ресурсам), а также качеству конечных результатов проекта (документированных, например, в техническом задании).
Управление проектами также пытается минимизировать риски, с которыми вы сталкиваетесь.
Соответственно, чем лучше план проекта, чем более аккуратно он составлен, тем легче потом выполнять проектные работы и удачно завершить проект.
За несколько десятков лет, в течение которых применяется технология управления проектами, был разработан целый ряд методик и инструментов, призванных помочь руководителям проектов управлять основными ограничениями.
Для того, чтобы справиться с ограничениями по времени используются методы построения и контроля календарных графиков работ.
Для управления денежными ограничениями используются методы формирования финансового плана (бюджета) проекта и, по мере выполнения работ, соблюдение бюджета отслеживается, с тем, чтобы не дать затратам выйти из-под контроля.