Порядок проведения сертификации систем качества и сертификации производств
Наличие на предприятиях отличного менеджмента качества гарантирует повышение качества выпускаемой продукции и удовлетворение потребностей рынка. Существование такой системы качества подтверждается путем сертификации данной системы. Результаты оценка и сертификации могут понадобится в случае получения кредита предприятием, заключении договоров, сертификации выпускаемой продукции, при слиянии, продаже, страховании.
Сертификация системы качества проходит по ГОСТ Р 40-003. 2000 и основывается на международных стандартах ISO 9000. ГОСТ Р 40-003.2000 устанавливает цели, порядок и процедуры сертификации систем качества и производств и регистрации в регистре систем качества. Стандарт создан для организации- заявителей и участниками Регистра.
Проверка системы качества это систематический и независимый анализ, который способен определить соответствует ли деятельность улучшению качества продукции и пригодность проводимых мероприятий к поставленным целям.
. Внедрение системы управления качеством на предприятиях и проблемы при внедрении
Как говорилось выше, потребителям необходима продукция, характеристики и качества которой смогли бы полностью удовлетворить их потребности. Эти потребности и ожидания отражаются в технических показателях и документации продукции и считаются требованиями потребителей. Эти требования могут отражается в контрактах и договорах или могут быть установлены самим производителем, исходя из маркетинговых исследований. В любом случае, именно потребитель устанавливает приемлемость и годность продукции для рынка в целом. Поскольку требования потребителей меняются с течением времени, организации должны модернизировать свою продукцию.
Системный подход к менеджменту качества требует от организаций постоянно проводить анализ требований, определять процессы, способствующие получению продукции, а так же управлять данными процессами. Система менеджмента качества может быть основой постоянного улучшения продукции с целью удовлетворить требования всех участников рынка.
Требованиями к системе менеджмента качества и к продукции являются соблюдение требований ISO. Семейство стандартов ISO 9000 приводит различие между данными требованиями. В ISO 9001 приведены требования к системам менеджмента качества. Они являются общими для организации в любых секторах промышленности или экономики и не устанавливают требований к продукции. Требования к продукции могут быть установлены потребителем, организацией, содержаться в технических условиях, стандартах на процессы, продукцию, регламентах, контрактных соглашениях.
Политика и цели в области качества устанавливаются для того, чтобы служить ориентиром для организации. Они определяют результаты, которых хочет достигнуть организация и способствуют реализации ресурсов. Политика- это основа для разработки целей. Цели необходимо согласовывать с политикой. Так же цели должны быть направлены на постоянное улучшение результатов. Достижение целей- это улучшение финансовых, количественных и качественных показателей, а следовательно и уверенность и удовлетворенность сторон.
Высшее руководство способно создавать обстановку для лучшей работы системы менеджмента качества и работников. Документация способна передавать смысл и последовательность действий. Каждая организация определяет объем необходимой документации. Это зависит от размера организации, вида, сложности производства, продукции, требований потребителя и т.д.
Оценка менеджмента качества различается по области применения и включает такие виды проверок как аудит и анализ системы менеджмента качества и самооценка.
В ISO 19011 содержатся методические указания по аудиту.
В обязанности высшего руководства входят проведение оценки пригодности, эффективности и результативности системы менеджмента качества. Этот анализ включает в себя рассмотрение необходимости изменений политики и целей в области качества. Потребности анализируются в действии. В ходе анализа. Наряду с другими источниками, используются отчеты по проведению аудитов. Самооценка помогает определить области, которые необходимо модернизировать и может дать общее представление о деятельности и степени развития системы менеджмента качества.