Приоритеты структурной модернизации систем управления электроэнергетических предприятий в механизмах повышения конкурентоспособности электроэнергетики России
Информационная обеспеченность процессов принятия решений, способность государственных и корпоративных систем управления снижать отрицательные воздействия внешней среды, встроенность в организационную структуру отрасли становятся определяющими параметрами повышения эффективности управления компаниями, а внедрение систем разноуровневого доступа к информационным ресурсам в соответствии с распределением полномочий между государственными и корпоративными органами управления, в свою очередь, способствует тому, что исключается перегрузка информацией верхних уровней управления [7].
Страны, не наладившие достаточную степень регулирования основных индустриальных отраслей, из которых электроэнергетика является базовой, не имеющие своей собственной, национально адаптированной концепции формирования механизма структурных модернизаций, вынуждены будут последовательно понижать свой мировой экономический статус в череде принудительных неэффективных реструктуризационных итераций, навязанных геоэкономическими конкурентами, в силу особого - структурно-модернизационного - содержания постиндустриальных тенденций развития мирового хозяйства.
Речь идет о раскрывающемся - через характер разрешения противоречий перманентных структурных кризисов как закономерностей развития национальной энергетики любой страны на различных уровнях управления - содержании выживания национальной энергетики как основы подлинного суверенитета России через структурную перестройку национальной энергетики лежащей в основе любых иных транзакций экономического, социального, политического развития страны по пути рыночных реформ и национальной модели демократизации.
Таким образом, осуществление рыночных реформ, касающееся экономических условий деятельности предприятиями электроэнергетики России, снятие системных административных ограничений, переход к рыночным условиям на основе либерализации законодательства и т.п. (определяющие генезис и детерминанты российского варианта рыночных реформ 90-х годов) без усиления степени эффективности базовых институтов государственного регулирования не явились адекватной основой стратеги перехода к рынку и не смогли привести к эффективной работе энергетики России в виду наличия мощных многофакторных дестабилизационных ситуаций кризисоформирующего характера в условиях внутристрановой и межстрановой конкурентной борьбы.
С учетом реальностей корпоративного развития электроэнергетических предприятий после дезинтеграции РАО «ЕЭС России» в условиях перехода от регулируемой монополии к либерализованному рынку электроэнергии встает вопрос о механизмах обеспечения государственных интересов в электроэнергетике через соответствующую информационную инфраструктуру и информационные процессы.
Сырьевой характер энергетики, зависимость наполнения российского бюджета от экспорта нефти и газа всегда давали корпорациям ТЭКа определенные и довольно значительные преференции в диалоге с властью. Однако, не довольствуясь ролью только экономической группы интересов, энергетические корпорации стремятся и сами активно участвовать в политической жизни, в том числе и с целью отстаивания и продвижения своих экономических интересов. Задача государственной политики здесь - не только определить приоритеты, но и обеспечить их реализацию так, чтобы корпорации не выходили за рамки закона и при этом сохраняли заинтересованность в ведении бизнеса [32].
Существует множество примеров позитивного влияния объединения предприятий, особенно в холдинговой форме, на решение первоочередных проблем, в том числе:
· формирование оптимальных технологических и кооперационных связей;
· обеспечение рациональных связей производственного и финансово-кредитного секторов;
· повышение информационной прозрачности бизнеса;
· концентрация информационных ресурсов;
· обеспечение конкурентоспособности продукции;
· расширение рынков сбыта;
· снижение производственных и трансакционных издержек и многие другие [99].
Российский опыт 90-х годов показал, что «уход» государства из энергетики ведет к масштабным правонарушениям и злоупотреблениям со стороны экономических субъектов, коррупции, политической и социальной дестабилизации. Однако свертывание ряда функций государства в решении тех или иных экономических проблем в условиях рынка не означает его дистанцирования от энергетики. Отношения государства и бизнес-корпораций должны приобрести новый характер.