Приоритеты структурной модернизации систем управления электроэнергетических предприятий в механизмах повышения конкурентоспособности электроэнергетики России
ноября 2011 г. Госдума РФ приняла в третьем чтении проект Федерального закона № 497896-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» (в части совершенствования работы сетевого комплекса и функционирования рынков электроэнергии).
Председатель Комитета Госдумы РФ по энергетике Юрий Липатов пояснил, что проект этого Федерального закона, принятый в первом чтении 31 мая 2011 г., содержал следующие новеллы:
· об ограничении права продажи объектов единой национальной энергетической системы;
· о возмещении упущенной выгоды при передаче таких объектов в управление сетевым организациям;
· о регулировании цен (тарифов) в неценовых зонах, в том числе при продаже электрической энергии иностранным государствам, цен на электрическую энергию, (приобретаемую) на оптовом рынке в целях технологического обеспечения совместной работы Единой энергетической системы России и электроэнергетических систем иностранных государств;
· о порядке определения цены электрической энергии коммерческим оператором на оптовом рынке;
об обязанности субъектов электроэнергетики, владеющих по праву собственности или на ином законном основании объектом по производству электрической энергии (мощности), который входит в состав Единой энергетической системы России и установленная генерирующая мощность которого равна или превышает 25 МВт, реализовывать производимую на указанном объекте электрическую энергию (мощность) только на оптовом рынке и др.
Во втором чтении эти новеллы были конкретизированы с учетом предложений правительства и субъектов права законодательной инициативы. В частности, к полномочиям правительства было отнесено определение механизмов стимулирования использования возобновляемых источников энергии. Были конкретизированы положения о придании официального статуса информации НП «Совет рынка» о результатах торговли на оптовом рынке, определен порядок формирования и полномочий наблюдательного совета НП «Совет рынка».
Кроме того, законопроектом предусматривается:
· уточнение порядка определения цены по договорам о порядке использования объектов единой национальной (общероссийской) электрической сети (ЕНЭС) и установление преимущественного права выкупа организацией по управлению ЕНЭС выставляемых на продажу объектов электросетевого хозяйства, относящихся к ЕНЭС;
· возможность возмещения расходов собственникам или иным законным владельцам по реконструкции объектов ЕНЭС, которые находятся у организации по управлению ЕНЭС по договорам использования таких объектов с иными владельцами объектов ЕНЭС;
· введение обязательности покупки (продажи) электрической энергии (мощности) в ценовых зонах оптового рынка в объемах, обеспечивающих поставку электрической энергии (мощности) между ценовыми и неценовыми зонами оптового рынка по регулируемым ценам (тарифам).
При возникновении аварийных электроэнергетических режимов действует особый порядок оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, особенности которого устанавливаются Правительством РФ.
Свертывание ряда регулирующих функций российского государства в решении тех или иных экономических проблем энергетики со степенью продвижения либеральных рыночных реформ без адекватной замены механизмами регулирования рыночного характера (с опорой на принципы саморегулирования) привело к возникновению феномена неэффективности конфигураций формирования и развития информационных технологий и систем управления электроэнергетических корпораций при их корпоративных автономно (точнее автаркически) формируемых и реализуемых моделей информационных систем и процессов, что обостряется со степенью развития дезинтеграции механизмов отраслевого управления электроэнергетикой.
Одной из главных причин неэффективности конфигураций формирования и развития информационных систем управления электроэнергетических корпораций, что носит определенные деструктивно-дезинтеграционные черты по ношению ко всей ЕЭС как единому технологическому комплексу с высокой степенью системной производственной интеграции, является концептуальная ограниченность реализованных концепций структурной модернизации в электроэнергетике, игнорирующих значение необходимости контроля государства над стратегически важными сферами в лице предприятиями электроэнергетики России.