Пути совершенствования управления персоналом для развития инновационной деятельности в МДОУ «Детский сад комбинированного вида №18 «Сказка» города Зеленогорска
· были рассмотрены теоретические и методологические основы системы управления персоналом и развития деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении;
· был проведён анализ деятельности и развития персонала МДОУ «Детский сад комбинированного вида №18 «Сказка» города Зеленогорска;
· был предложен ряд рекомендаций, направленных на повышение эффективности управления персоналом для развития деятельности.
· В результате проведенного анализа системы управления персоналом в дошкольном образовательном учреждении были выявлены следующие проблемы:
1. несовершенство методической службы ДОУ;
2. несовершенство системы управления персоналом в дошкольном учреждении;
3. отсутствие нормативно-правовой базы для развития деятельности.
С целью совершенствования системы управления был предложен ряд мероприятий, среди которых:
. реорганизация системы управления персоналом в ДОУ;
. совершенствование работы методической службы в ДОУ;
. создание нормативно-правовой базы, регламентирующей развитие деятельности в дошкольном учреждении;
. совершенствование системы мотивации персонала;
. обучение педагогов, не имеющих специального дошкольного образования, на курсах переподготовки.
Для эффективного и рационального руководства современным дошкольным образовательным учреждением менеджер образования - заведующий, директор, руководитель должен овладеть основами управления, разобраться в современных эффективных стратегиях и методах управления ДОУ, технологиях работы с коллективом, основанных на позитивном конструктивном подходе и лидерских функциях руководителя.
Нужно отметить, что в современной образовательной ситуации актуализировано противоречие между потребностью в новой теории управления развитием персонала образовательного учреждения и сохраняющейся практической установкой на управление кадрами.
Таким образом, можно сделать вывод, что в дошкольном образовательном учреждении целесообразно проводить целенаправленную кадровую политику по всем направлениям работы с персоналом. Это должно делаться с учетом специфики дошкольного образовательного учреждения, с проведением адаптации традиционных методов управления персоналом к ее условиям.
Однако на настоящее время в большинстве ДОУ отсутствуют кадровые и финансовые ресурсы, а также осознание ее важности руководством.
Практическая значимость работы это возможности применения её руководителями муниципальных дошкольных образовательных учреждений, переходящих из режима стабильного положительного функционирования на путь целенаправленного инновационного развития. Предложенные рекомендации по совершенствованию системы управления персоналом апробируются в МДОУ «Детский сад комбинированного вида №18 «Сказка» г. Зеленогорска.
Приложение №1
Карта профессионального мастерства педагога
Показатели |
Содержание показателей (критерии) |
При поступ-лении |
2010 г |
2011 г |
профессиональное мастерство |
Знания - знание законов развития ребенка и технологий взаимодействия с ним; - знание анатомо-физиологических и психологических особенностей дошкольников, основ гигиены; - знание методов определения уровней воспитанности детей, методов определения информированности, навыков и умений: познавательных, речевых, практических; - знание требований государственного образовательного стандарта; - знание сущности воспитания детей дошкольного возраста, его общих и конкретных целей, задач, организационных форм, методов, приемов; - знание современных концепций воспитания и новых педагогических технологий; - знание сущности процесса развивающего обучения; - знание основ проблемного обучения; - знание особенностей содержания, представленного в современных образовательных программах; - знание психологических основ обучения и воспитания дошкольников; - знание основ преемственности между д/с и школой; - знание требований к результатам образования и воспитания детей перед выпуском в школу; - знание частных методик развития детей; - знание содержания регионального образовательного компонента стандарта; - знание форм и методов планирования в-о процесса; - знание методики коррекционной работы; - знание задач, содержания и методов работы с семьей | |||
Педагогические умения |
Материнская функция - осознает социальную значимость своей профессии; - несет ответственность за жизнь ребенка, обеспечивает охрану его физ. и псих. здоровья; - проявляет заботу о детях; - демонстрирует подлинный интерес и удовольствие от общения с детьми; - согласует свою работу с мед. персоналом, психологом, напарником, родителями; - создает в группе уютную, сходную с домашней обстановку, поддерживает порядок; - создает психологически комфортную для детей обстановку; - обеспечивает позитивное взаимодействие с детьми; - обеспечивает условия для выбора видов деятельности, материалов, игрушек. | |||
Обучающая функция - учитывает поло-ролевые различия детей; - использует в практической работе развивающие программы нового поколения; - конкретизирует цели образовательной работы, содержание знаний и умений в соответствии с этапами образовательной работы и возможностями детей, темпом их продвижения; - отбирает формы, методы и приемы обучения в соответствии с задачами, содержанием, этапом освоения знаний и умений; - ориентируется на интересы детей; - строит педагогический процесс на основе диагностики освоения программы; - самостоятельно проектирует процесс обучения; -создает условия для самостоятельного познания детьми окружающего мира; - обеспечивает связь занятий с опытом детей, приобретенным самостоятельно; - использует современные технологии обучения, направленные на активизацию познавательной деятельности (элементы проблемного обучения, наблюдения, моделирование, ТРИЗ и др.); - реализует индивидуальный подход в обучении детей; - владеет способами оценки детской деятельности; - владеет методикой поиска информации, умеет ее интерпретировать. | ||||
Воспитывающая и развивающая функция - отбирает содержание, формы и методы работы, обеспечивающие развитие личности: самостоятельности, ответственности, активности, самоорганизации и самоуправления; - обеспечивает социальное взаимодействие между детьми и взрослыми; - строит педагогический процесс в соответствии с уровнем личностного развития; - чутко реагирует на особенности развития детей. | ||||
Организационно-педагогическая функция - владеет способами организации педагогического процесса в 3-х основных блоках: организованного обучения, совместной с детьми и самостоятельной деятельности детей; - владеет фронтальными, подгрупповыми и индивидуальными формами организации детей; - умеет создавать условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества; - создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения; - умеет ставить все более сложные задачи и поддерживает желание преодолевать трудности. | ||||
Планово-прогностическая функция: - умеет соотносить и координировать собственное планирование с общими программами развития и планами ДОУ; - умеет точно сформулировать цели и систему задач воспитательно-образовательной работы; - умеет отбирать формы, методы и приемы в соответствии с задачами и возрастными возможностями детей; - умеет осуществлять внутри - и межпредметные связи в педагогическом процессе; - умеет планировать индивидуальную работу с детьми. | ||||
Коммуникативная функция -умеет находить общий язык с детьми, коллегами, родителями; - умеет находить индивидуальный подход к детям и другим людям; - умеет находить правильный тон в любых обстоятельствах; - умеет располагать к себе других людей | ||||
Диагностическая функция - владеет методами педагогической диагностики; - использует результаты ПМПК д/с в определении задач, содержания и организационных форм работы с детьми. | ||||
Исследовательская функция - ориентируется в научно-педагогической литературе по вопросам воспитания, обучения и развития детей; - выделяет проблему, ее актуальность, цели, задачи и гипотезу исследования, методику экспериментальной работы и ее результаты; - разрабатывает или отбирает из существующих адекватную задачам исследования методику диагностики; - анализирует ее результаты; - внедряет результаты научных исследований и передовой практики. | ||||
Аналитическая функция - умеет определять степень достижения поставленных целей на основе критериев оценки знаний, умений, навыков, отношения к окружающему миру и поведению детей; - умеет устанавливать причины слабости педагогических воздействий, недостатки в своей деятельности; - умеет на основе анализа ставить новые цели и задачи собственной деятельности. | ||||
Коррекционная функция - умеет строить педагогический процесс с учетом результатов системной диагностики; - умеет разрабатывать индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка; - умеет управлять поведением и активностью детей. | ||||
Гностическая функция - умеет строить программу своего профессионального совершенствования и самообразования; - умеет анализировать, оценивать и корректировать свою деятельность; - умеет сопоставлять свой опыт с достижениями науки; - умеет предвидеть последствия своих действий; - умеет прогнозировать развитие тех или иных качеств ребенка. | ||||
Личностные качества |
- потребность работать с детьми, общаться с ними; - разумная любовь и привязанность к детям; - неутомимость в работе; - интерес к познанию детей; - эмоциональная устойчивость; - креативность; - педагогическая рефлексия; - способность к сопереживанию (эмпатийность) |