Построение организационно-экономической структуры управления предприятиями ЖКХ
Для построения принципиально новой организационно-экономической структуры, в комплексе потребуется решить ряд первоочередных вопросов представленных в таблице 8.
Таблица 8.
Перечень мер по совершенствованию системы управления ЖКК Санкт-Петербурга
Административные |
Технико-экономические |
-упорядочить работу по начислению и сбору платежей за потребленные населением коммунальных услуг. В связи с этим, необходимо внедрить в городе более совершенную систему начисления, сбора, распределения и расщепления платежей населения и бюджетных средств в отрасли ТЭК и ЖКХ, поступающих в оплату потребленных коммунальных услуг; -установить прямые договорные отношения предприятий - поставщиков коммунальных услуг с действующими и вновь создаваемыми товариществами собственников жилья. -необходимо разработать и внедрить программу по восстановлению системы рециркуляции горячего водоснабжения, отсутствие которой приводит как к перерасходу воды и потерям теплоносителя, так и к увеличению затрат жителей на оплату коммунальных услуг; -необходимо также провести детальную экспертизу действующих городских тарифов на коммунальные услуги и полную их корректировку, рассчитав состав затрат на услуги от обратного. Это обеспечит дополнительный резерв, который позволит не допустить необоснованного роста коммунальных платежей для жителей на период осуществления мероприятий, направленных на модернизацию коммунальной сферы города |
-усовершенствовать порядок движения финансовых средств в отрасли ТЭК и ЖКХ города; -обеспечить перевод всех жителей города на оптимальную для населения схему оплаты тепловой энергии (общие тепловые счетчики в домах) и менее обременительную для бюджетных расходов. -продолжать работы по перекладке ветхих теплосетей с применением предварительно изолированных трубопроводов, а также по восстановлению изоляции, где это экономически целесообразно; -для сокращения потерь предприятий-поставщиков коммунальных услуг требуется провести установку приборов учета (первого уровня) в центральных теплопунктах и связать их в единую автоматизированную систему коммерческого учета выработанной тепловой энергии; - необходимо осуществить мероприятия по установке приборов учета (второго уровня) на границе балансовой ответственности с потребителями и также закольцевать их на АСКУ, обеспечив точный учет объемов потребления услуг населением. -экономически целесообразно передать внутридомовые сети на обслуживание по воде и канализации, электричеству, теплу предприятиям-поставщикам этих услуг. |
Комплексное решение всех вышеперечисленных вопросов позволит улучшить не только техническое обслуживание жилищного фонда, но и приблизить поставщиков к реальным потребителям и осуществить реформу ЖКХ.
Основные направления корректировки экономической политики по управлению ЖКХ в Санкт-Петербурге с позиций социальной ориентации представлены в таблице 9.
Таблица 9
Основные направления корректировки экономической политики управления ЖКХ
1.Реализация жилищной политики |
- Разработка законодательной базы города в жилищной отрасли. - Формирование структуры управления жилищным фондом (управляющие компании, ТСЖ, непосредственное управление). - Осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. - Контроль за учетом жилищного фонда в МО города - Определение порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда. - Установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. - Определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда. - Определение порядка предоставления жилья по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации. - Признание в установленном порядке помещений жилищного фонда непригодными для проживания. - Определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. |
2.Реформирование муниципальных предприятий ЖКХ, обеспечение улучшения качества ЖКУ |
- Оказание методической помощи в осуществлении процесса коммерциализации предприятий ЖКХ. - Обеспечение конкуренции в отрасли обслуживания жилищного фонда. - Оказание методической помощи в разработке нормативов потребления ЖКУ. - Разработка и реализация областной программы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства города». - Участие в разработке, формировании и осуществлении государственной политики в жилищной отрасли. - Осуществление полномочий в отрасли поддержки инвестиционной деятельности. - Участие в разработке и реализации городских, и реализация федеральных программ. - Осуществление формирования перечня организаций, реализующих приоритетные инвестиционные проекты, подлежащие государственной поддержке. |
3.Оптимизация систем водоснабжения, водоотведения |
- Контроль за состоянием и обслуживанием системы водоснабжения и водоотведения. - Разработка мероприятий по модернизации системы с привлечением частных инвестиций. - Контроль за процессом передачи объектов ЖКХ в муниципальную собственность |
4.Благоустройство населенных пунктов и ремонт жилищного фонда |
- Разработка законодательной базы и контроль за состоянием благоустройства населенных пунктов. - Разработка механизма привлечения частного капитала и средств населения в благоустройство населённых пунктов. - Контроль за состоянием и модернизацией мест захоронений бытовых отходов. - Внедрение новых технологий по улучшению качества и удешевлению ремонта кровель и фасадов жилых домов. - Контроль за ходом проектирования и строительства мусороперерабатывающих заводов |
5.Координация развития местного самоуправления на территории города |
- Разработка порядка передачи объектов жизнеобеспечения и муниципальных унитарных предприятий из собственности районов в собственность сельсоветов, поссоветов. - Содействие органам местного самоуправления по передаче имущественного хозяйства жизнеобеспечения из муниципальной собственности районов в муниципальную собственность сельсоветов, поссоветов. - Разработка пакета модельных документов по организации содержания и эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства в сельсоветах, поссоветах. - Разработка пакета модельных документов по реорганизации (преобразованию) муниципальных унитарных предприятий в акционерные общества по мере их готовности. - Организация и осуществление межмуниципальных инвестиционных проектов в отрасли ТЭК и ЖКХ. - Организация в границах поселения, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. - Разработка предложений по передаче объектов ЖКХ в муниципальную собственность и созданию структур по обслуживанию ЖКХ, разработка рекомендаций для получения лицензии на водопользование. - Разработка механизма модернизации объектов инженерной инфраструктуры жизнеобеспечения сельских и городских поселений путем заключения соглашений с коммерческими структурами в соответствии с Федеральным Законом «О концессионных соглашениях». - Оказание методической помощи органам местного самоуправления и предприятиям ЖКХ в разработке производственных и инвестиционных программ. - Осуществление мониторинга этих программ, оказание помощи в привлечении соответствующих организаций для осуществления экспертизы обоснованности производственных программ, проверки обоснованности расчета соответствующих тарифов. |
6.Контроль над деятельностью муниципальных и частных управляющих компаний |
- Контроль выполнения управляющей организацией своих обязательств в соответствии с условиями договора на управление. - Текущее измерение и учет важнейших индикаторов деятельности управляющей организации. - Сбор оперативной информации о состоянии жилищного фонда, переданного в управление. - Оценка качества работы управляющей организации на основе предварительно согласованных критериев. - Своевременное влияние, направленное на исправление недостатков и улучшение качества услуг, предоставляемых управляющей организацией. |