Построение организационно-экономической структуры управления предприятиями ЖКХ
При реформировании ЖКК необходимо обеспечить комплексный подход к этой проблеме на всех уровнях: федеральном, региональном, коренным образом изменив подходы к реформе жилищно-коммунальной сферы на муниципальном уровне. Направления реформирования жилищно-коммунальной отрасли представлены в таблице 10.
Таблица 10.
Направления реформирования сферы ЖКК
Внешние |
Внутренние |
-изменение общественно-экономической формации, связанной с переходом к рыночной системе хозяйствования; - демонополизация отрасли ЖКХ; - развитие конкуренции в данной отрасли; -необходимость децентрализации государственной системы управления на основе требования гармоничного сочетания принципов территориальной и отраслевой системы управления в условиях рыночной экономики. |
-необходимость обеспечения соответствия предлагаемых услуг спросу потребителей по цене и качеству; -соответствие деятельности ЖКХ требованиям самоокупаемости, самофинансирования и самостоятельности в организации предоставления ЖКУ потребителям; -ценовая недоступность жилищно-коммунальных услуг, производимых в условиях рыночной экономики, малоимущей части населения. |
Анализ опыта реформирования ЖКХ за последние несколько лет наглядно демонстрирует, что основным источником динамизма в реформировании жилищно-коммунального сектора может служить частное предпринимательство в отрасли управления. Но на местные органы власти ложится вся самая сложная работа, особенно в части модернизации объектов ЖКХ, формирования товариществ собственников жилья и реализации адресного принципа социальной защиты населения при оплате жилищно-коммунальных услуг. Таким образом, основными положениями общей концепции реформирования ЖКХ являются:
Регулирование затратной схемы на производство ЖКУ и введение экономически обоснованных индикаторов и параметров роста индекса тарифа.
Снижения затрат малообеспеченных слоев населения на оплату жилищно-коммунальных услуг в результате адресного подхода к каждому сегменту семей.
Формирование и воспитание ответственности населения за сохранность жилья и экономное расходование ресурсов.
Организация государственно-частного партнерства по созданию и модернизации муниципальных объектов жилищно-коммунального хозяйства.
Разработка системы общегосударственных специализированных займов и механизма управления совокупными рисками.
Формирование рычагов воздействия на интересы населения путем повсеместного образования различных объединений пользователей жилья, создания гарантийных фондов социального жилья и модернизации объектов ЖКХ.
Дополнительно возможны рекомендации о введении поправки в законодательство с целью разрешения множественности интегрированных форм объединения управления жилым фондом.
Данные направления служат отправной точкой при формировании стратегии развития любого муниципального образования, так как заложенные в них положения отвечают объективным законам развития рыночной экономики.
Действующий в жилищном хозяйстве финансовый механизм, основанный на самоокупаемости эксплуатационных расходов по содержанию жилья, не создает условия для образования источников финансирования не только для расширенного воспроизводства, но даже и для простого воспроизводства, что делает невозможной организацию в жилищном хозяйстве хозрасчета на принципах самофинансирования. В связи с этим обоснованными представляются следующие основные направления совершенствования механизма финансирования ЖКХ в условиях формирующихся рыночных отношений: поиск нетрадиционных (внебюджетных) источников; установление налоговых льгот (НДС и др.); упорядочение системы предоставления мер социальной поддержки (льгот) и субсидий при оплате ЖКУ населением; введение на законодательной основе обязательного страхования жилья.
Поиск нетрадиционных источников финансирования предполагает привлечение инвестиционных ресурсов в ЖКХ на уровне субъекта Федерации путем аккумуляции денежных средств на специально созданном целевом бюджетном счете. Он должен образовываться в качестве одной из мер реализации политики поиска комбинированных способов содержания и развития ЖКХ, а не политики перекладывания проблем предприятий и всей отрасли в целом на население.