Построение организационно-экономической структуры управления предприятиями ЖКХ
Проблема сглаживания существующих различий и стимулирования притока инвестиций в модернизацию жилищно-коммунальной инфраструктуры требует изменения режимов взимания НДС и возможной отмены этого налога в отраслях ЖКХ в период осуществления реформ. Предлагается два пути выхода из сложившейся ситуации: освободить все операции по предоставлению ЖКУ предприятиями ЖКХ от уплаты в бюджет НДС или установить по ним нулевую ставку. Возможно, лучший вариант - установление нулевой ставки, что более выгодно для предприятий, нежели просто освобождение от НДС, так как дает право производить зачеты налоговых отчислений по НДС в счет уплаты других налогов в течение трех месяцев. В любом случае, большая ясность в отношении налоговой политики будет способствовать снижению рисков и для инвесторов в сферу ЖКХ, что позволит решить ряд наболевших задач и вывести ЖКХ из кризисно нестабильного состояния.
Упорядочение существующей системы льгот и переход на предоставление адресной социальной помощи населению (субсидий) обеспечивает социальную защиту действительно нуждающихся слоев населения и снимет с предприятий ЖКХ нагрузку по возмещению «льготных» денежных средств, что направлено на их финансовое оздоровление увеличение доли инвестиционной составляющей тарифа за счет введения обязательного страхования жилья, которое рассматривается как один из источников финансовых резервов.
Заслуживают внимания проблемы тарифной политики, характерные для большинства МО, основной чертой которой является несбалансированный характер ее осуществления. Концепция осуществления сбалансированной тарифной политики в ЖКХ заключается в балансе интересов участников рынка ЖКУ, в частности производителей и потребителей как в процессе формирования экономически обоснованного тарифа (ЭОТ), так и в процессе расчетов и поступления платежей за поставленные услуги. В работе рекомендован комплекс мероприятий предприятиям ЖКХ, реализация которых обеспечит снижение стоимости и повышение качества услуг, так как тарифы должны иметь в своей структуре элементы, способные поддерживать условия самоокупаемости, развития и прибыльности хозяйствующего субъекта.
Обобщение опыта формирования двухкомпонентных тарифов в ряде регионов страны, а также результаты анализа методики формирования ЭОТ на услуги ЖКХ по МО России и СЗФО, представляемые в статистической отчетности как экономически обоснованные (различия до 20-30-кратного размера) явились концептуальной предпосылкой для уточнения методики их формирования в отличие от существующих. В нее дополнительно внесены: платежеспособный спрос других потребителей ЖКУ, а не только населения; предложение ОМС о приемлемой цене для потребителей при обеспечении минимальных стандартов качества; расчет прибыли в зависимости от потребности в инвестициях в соответствие с планами развития объектов ЖКХ, замены изношенных фондов и ресурсосбережения. На основе ее предложен алгоритм расчета и корректировки ЭОТ на ЖКУ - «формулы цены», представленной в виде укрупненной схемы, состоящей из двух блоков.
Первый блок - определение ЭОТ, обеспечивающего возмещение затрат предприятий ЖКХ, т. е. цены производства услуги. Расчет этой цены основан на определении потребности предприятия в общей сумме доходов.
Второй блок включает определение цены для потребителей услуг с учетом их платежеспособного спроса. С этой целью рассчитываются затраты на ЖКХ в структуре потребительских расходов и затраты бюджета семьи, городского бюджета на социальную поддержку населения.
Могут быть также сформулированы функции региональных органов и ОМС в отрасли регулирования тарифов на услуги ЖКХ и определения рациональной тарифной политики для защиты интересов потребителей, предотвращения необоснованного завышения тарифов, осуществления контроля деятельности предприятий ЖКХ - естественных монополистов на локальных товарных рынках. В связи с этим проанализированы используемые методы ценообразования на ЖКУ: нормативный, плановый затратный, плановый регулируемый, ценностный, и обоснован вывод, что ценностный и нормативный методы - наиболее близкие к рыночному ценообразованию. Эти методы позволяют при ограничении монополизма на оказание услуг и обеспечении конкуренции приблизиться к достижению наиболее выгодных объемов оказываемых услуг, средних затрат и желаемого уровня прибыльности. Причем, задача предприятий состоит в том, чтобы рынок услуг не снижался, а расширялся. Это условие может быть достигнуто за счет перехода от затратного подхода ценообразования к ценностному - установление цен на услуги таким образом, чтобы это обеспечило предприятию получение большего дохода за счет увеличения объема услуг (в частности, дополнительных). Здесь возможно применение ценностного подхода к ценообразованию на услуги ЖКХ, основой которого является восприятие ценности продукции (в данном случае услуги) покупателем, а не издержки продавца (производителя или поставщика услуги).