Организационная структура фирмы
Организационная структура
- это состав и соподчиненность должностных лиц в соответствии с названной структурой предприятия. Она находит отражение в схеме оргструктуры и штатном расписании организации.
Рис. 2. Организационная структура туристической фирмы «А»
Для нашей фирмы была характерна линейно-функциональная структура, но не в совсем обычной форме: непосредственное линейное руководство осуществлял старший менеджер фирмы, а не руководитель предприятия, роль функциональных подразделений выполняли главный менеджер, менеджер по работе с экскурсоводами и бухгалтерия фирмы. При этом между функциональными подразделениями и линейным руководством существовали прочные взаимосвязи: информация о рабочих моментах передавалась точно и оперативно. Главный менеджер почти всегда находился на рабочем месте и получал необходимую информацию сразу при ее появлении. Связь с офисными сотрудниками старший менеджер поддерживал по телефону либо лично, либо через киоскера.
Итак, для нашей фирмы было характерно большое количество взаимосвязей между всеми сотрудниками организации и полная децентрализация управления. Как видно на схеме, было три уровня иерархии управления, если воспользоваться системой функций менеджмента из книги Мазура И.И. и др. "Эффективный менеджмент" (стр.78-79), можно представить функциональное значение каждого уровня, а также выяснить, какие функции были делегированы с высшего уровня на нижестоящие:
Таблица 2. Распределение функций по уровням управления фирмы "А"
Уровень |
Должность |
Функции |
Необхо-димый пока-затель |
Факти-ческий пока-затель |
Содержание функций |
I |
Исполнительный директор |
Формирование целей Маркетинг Планирование Организация Контроль Итого |
40 % 20 % 10 % 10 % 40 % 120 % |
10 % 10 % 10 % 10 % 10 % 50 % |
Формирование целей организации - выбор тематического направления в развитии туристического бизнеса и определение желаемого и достижимого состояния фирмы Маркетинг - изучение рынка на наличие спроса на отдельные виды услуг, изучение возможностей их удовлетворения Планирование - составление плана мероприятий, направленных на оказание таких услуг, формирование условий их осуществления Организация - создание структуры исполнителей разработанного плана и их координация для успешного выполнения мероприятий Учет и контроль - контроль выполнения исполнителями работы |
II |
Главный менеджер |
Формирование целей Маркетинг Планирование Организация Контроль Итого |
20 % 50 % 40 % 30 % 10 % 150 % |
30% 40 % 40 % 20 % 10 % 140 % | |
Старший менеджер |
Формирование целей Маркетинг Планирование Организация Контроль Итого |
10 % 20 % 40 % 40 % 20 % 130 % |
30 % 40 % 40 % 50 % 50 % 210 % | ||
Менеджер по вызову экскурсоводов и заказу музейного обслуживания |
Формирование целей Маркетинг Планирование Организация Контроль Итого |
10 % 0 % 10 % 10 % 0 % 30 % |
10 % 0 % 10 % 10 % 0 % 30 % | ||
Специалисты - бухгалтеры |
Формирование целей Маркетинг Планирование Организация Контроль Итого |
10 % 0 % 0 % 0 % 20 % 30 % |
10 % 0 % 0 % 0 % 20 % 30 % | ||
III |
Киоскер Младшие менеджеры |
Формирование целей Маркетинг Планирование Организация Контроль Итого |
10 % 10 % 0 % 10 % 10 % 40 % |
10 % 10 % 0 % 10 % 10 % 40 % | |
Водители Экскурсоводы |
Исполнение |
100 % |
100 % |